Этой осенью в России зафиксировали рост цен на такси. Опираясь на предположения о возможном дефиците водителей и реальный рост издержек автовладельцев, эксперты прогнозировали повышение стоимости поездок на 30%.
Некоторые наши читатели говорят, что ездить на такси в последнее время уже стало накладно: цены кажутся непривычно высокими, а дождаться машины в нужный момент бывает очень сложно. Но водители утверждают, что за последний год тарифы не менялись и зарабатывать больше они не стали.
Официально изменение расценок для таксистов подтвердили только в Москве и Петербурге: на разных тарифах «Яндекс Go» выросла стоимость подачи, уменьшилось время бесплатного ожидания и подорожало платное. Мы выяснили, стоит ли пассажирам в Челябинске ждать роста цен и что сами таксисты думают о нынешней оплате своей работы.
«Чтобы что-то принести домой, приходится работать гораздо больше»
Официально в Челябинске сейчас действует всего три агрегатора: «Яндекс», захвативший большую часть рынка за счет присоединения более мелких игроков (например, «Лидера»), «Ситимобил» и «Максим». Но они не охватывают 100% водителей, говорит таксист Рамиль Зайнуллин: чтобы не платить комиссию, многие находят себе пассажиров через соцсети, чаты в мессенджерах.
— Пассажиры думают, что водитель кладет себе в карман всю стоимость поездки, но это даже близко не так. Комиссия агрегатору — почти 20%, плюс еще 4% дополнительно я отдаю, чтобы видеть конечные точки всех заказов, — рассказывает Валерий, работающий с «Яндексом».
Еще 4% от полученных денег нужно отдать в качестве налога на самозанятость. Если заказы корпоративные, то есть водителю платит юрлицо, налог составит уже 6%.
Значительная доля заработанного уходит на аренду автомобиля. Прокатными машинами из многочисленных таксопарков пользуются очень многие, потому что требования к автомобилям у агрегаторов высокие, а цены на машины, запчасти и обслуживание кусаются.
— Сейчас минимальная цена поездки 90 рублей, а проезд в автобусе стоит 43. Новая «Лада-Гранта», самая простая машина, которая допускается на обслуживание в «Яндексе», стоит 1,1 миллиона рублей. У меня бы не было желания на машине, которая стоит больше миллиона рублей, конкурировать с автобусом, — говорит Рамиль Зайнуллин. — Варианты работы с таксопарком есть разные, либо ты платишь фиксированную сумму, либо процент от накатанного. Но так или иначе, таксопарки тоже повышают расценки, потому что машины у них не из воздуха берутся.
В среднем прокат машины из таксопарка, по словам Рамиля, за последние полтора года подорожал в полтора-два раза: сейчас минимальная фиксированная цена одной смены составляет 1,5-2 тысячи рублей. Иномарка, на которой ездит Валерий, обходится уже в 3,3 тысячи за смену. Таксистка Елена отдает таксопарку 50% заработанного — за вычетом комиссии и налога.
— А расценки на поездки за эти же полтора года не изменились! Получается, чтобы просто отбить аренду, топливо, мойку и что-то принести домой, водителю приходится работать гораздо больше, тут уже встает вопрос безопасности, — говорит Рамиль. — Я лично был свидетелем того, как человек на линии был 21 час.
— Бензин дорожает, газ дорожает, машину нужно обслуживать, нужно ее мыть, потому что люди хотят ездить на чистой машине, — добавляет Валерий. — Бывают еще штрафы, ну, то есть куча всего. Все дорожает, только не стоимость поездок.
Арифметика без правил
Почему же конкретная поездка из точки А в точку Б стала дороже, чем раньше? Цену формируют повышающие коэффициенты, алгоритм работы которых до конца неясен ни пассажирам, ни водителям.
— Вы открываете приложение, видите, что такси стоит дорого, якобы здесь и сейчас высокий спрос. Не факт, — говорит Рамиль. — Сколько раз было такое: на карте у водителей подсвечена зона «высокого спроса», все едут туда в надежде получить жирный заказ, а в итоге заявок вообще ноль, потому что за конскую цену ехать никто не хочет. Все-таки у нас город не такой уж богатый, в сравнении с Москвой и Питером люди живут скромно.
Самые очевидные факторы, которые влияют на цену, — время дня и погода. Во время недавнего первого снегопада водителей на линию действительно вышло меньше обычного, рассказывают наши собеседники.
Имеет значение и работа общественного транспорта в точке подачи. А вот у водителя нет никаких рычагов влияния на цену поездки: только выбор, брать или не брать заказ с уже сформированной агрегатором стоимостью.
— Раньше утром всегда были хорошие цены, теперь этого нет, ну, так и у меня нет мотивации выходить на работу в шесть утра, — делится Елена. — Я лучше начну в 10 и буду за те же деньги ездить, но уже больше накатаю без пробок.
Мелкие заказы водителей стимулируют брать определенным планом по количеству поездок, но в погоне за бонусом они сильно перерабатывают, продолжает Елена.
— «Яндекс» просчитывает максимальное количество заявок, которые водитель может сделать за неделю, например, 190. Чтобы сделать этот план, я должна работать семь дней без перерывов по 14 часов, — говорит она. — Ну и в итоге после такого нужно восстанавливаться три дня.
«Пока будут катать за копейки, ничего не изменится»
Все разговоры о том, что водителей стало меньше из-за запретов для мигрантов или новых полисов обязательного страхования перевозчика — только разговоры, считают таксисты. По словам Елены, без полиса ОСГОП сейчас работает примерно 90% ее коллег, и даже теоретически они не представляют, как его оформить.
— По условиям ОСГОП, я должна оформить страховку на себя и на конкретную машину. Как это должно работать, если куча людей работает на арендованных автомобилях? Машины берут на день, ну, на неделю, а страховка оформляется на год. Все автопарки схватились за голову, они не знают, как эту проблему решать, — говорит она. — Получается, по закону сейчас могут работать только таксисты на личном автомобиле. Я не знаю, кто это придумал, но это бред.
Валерий тоже не согласен, что водителей стало меньше: в его таксопарке свободных машин нет, а их там больше сотни. Рамиль Зайнуллин работает на тарифе «Бизнес», и здесь есть даже конкуренция за заказы: иногда приходится стоять пустым по 30-40 минут.
Долгое ожидание, судя по словам водителей, тоже вопрос не дефицита машин, а распределения заявок.
— Однажды мы с коллегой провели эксперимент, стали рядом, я попробовала его вызвать как пассажир. Но он не видел мои заявки, а видел те, до которых ехать 10-15 минут, — утверждает Елена. — В итоге по всему городу лишние пробки и суета, а за простой в пробках и выезд на дальний заказ тебе тоже больше не доплачивают.
В одном из крупнейших профильных сообществ Челябинска, «Подслушано у таксистов», — десятки постов с жалобами на низкие цены заказов и десятки злых комментариев в духе «А зачем вы работаете за копейки»?
— Приходят водители устраиваться, у всех долги, приставы, кредиты, алименты, нормальных 1 из 10. Тут просто город конченых, поэтому и цены дно, — заявляет Павел.
— Если все пару дней дома посидят, тогда что-то изменится, только не будет такого, дураки на арендных «Хавалах» все равно будут катать, — пишет другой комментатор.
Будут ли расти цены в этом году?
Мы уточнили информацию о возможном повышении тарифов у крупнейших городских агрегаторов: «Яндекс Go» и «Ситимобила». «Ситимобил» не ответил на наш запрос.
— В Челябинске корректировка тарифов в ближайшее время не планируется, — сообщили в пресс-службе «Яндекс Go».