Одно из ключевых производств трубной отрасли, завод «Соединительные отводы трубопроводов», отметило двадцатилетний юбилей. Работа предприятия, расположенного на территории Челябинского трубопрокатного завода, стартовала 15 ноября 2004 года. В честь знаменательной даты уральцы вспомнили, как всё начиналось. Читайте, как титанический труд команды одного завода подарил отводы, переходы, заглушки, узлы для трубопроводов всей стране.
Как в нулевые появился завод СОТ
В начале 2000-х в стране активно развивался топливно-энергетический комплекс. Рос спрос на его оснащение, нужны были заводы, которые могли бы в огромных количествах, необходимых стране, снабжать оборудованием, в частности, нефтедобывающую отрасль. Согласно естественным законам развития рынка, стали появляться новые производства, и в их числе — завод «Соединительные отводы трубопроводов».
Авторы нового проекта поставили перед собой амбициозные задачи — производить продукцию мирового уровня и предлагать не просто трубы, а готовые решения, которые смогут упростить строительство трубопроводов.
Сотрудники проектного института «Челябгипромез» поняли, что такой завод не построишь на существующей базе. Нужно всё делать с нуля, разрабатывать специальное технологическое здание для производства отводов горячего гнутья диаметром 508–1420 мм. И, конечно, торопиться. В то время идеи буквально летали в воздухе, креативную проектную группу вполне мог кто-то опередить.
Дедлайн — вчера
В сжатые сроки, буквально за считаные месяцы, помимо строительных работ, заводчанам предстояло спланировать весь технологический процесс, монтаж и пусконаладочные работы с новым оборудованием. Да, кстати, проектная группа изучила опыт лучших мировых производителей и по крупицам собрала уникальный пул подходов и технологий, которые будут применять на новом заводе.
Сотрудники вспоминают, что было трудно с самого начала: все работали в напряженном режиме, без праздников и выходных — сроки были установлены жесткие.
За полгода: от фундамента до запуска производства
Возведение началось в июне 2003 года. К ноябрю были готовы фундаменты основных зданий, начался монтаж металлоконструкций главного корпуса завода. В январе 2004-го здание утеплили и занялись инфраструктурой комплекса. В апреле перешли к внутренним отделочным и электромонтажным работам, а также прокладке коммуникаций. В июле к заводу подвели железнодорожные пути.
Кульминацией стала установка оборудования. В сентябре 2004-го года на СОТ доставили трубогибочный стан весом 90 тонн. С железнодорожной платформы его одновременно снимали два башенных крана. Монтаж провели в рекордные сроки, всего за месяц. И уже в октябре провели пробный запуск — это был буквально первый вздох завода. Трубникам осталось отладить и настроить рабочие режимы главного заводского агрегата.
И вот долгожданное 15 ноября 2004 года — торжественное открытие нового завода.
«Все вздохнули с облегчением: наконец-то свершилось»
Строительная гонка закончилась — впереди новые вызовы. Большая часть людей, которые работали над строительством и оснащением завода, остались трудиться здесь. Они изнутри знали технологию и оборудование. Именно эти специалисты начали масштабную реализацию производственной программы.
— Мы постарались создать дух товарищества, взаимопомощи, профессионализма, — рассказывает ветеран завода, бывший технический директор Сергей Немцев.
Расчет трубников оказался точным: в условиях растущего спроса со стороны нефтегазовых компаний на детали трубопроводов, завод СОТ уже в ноябре 2005 был загружен на 100%. А в сентябре заводчане поставили рекорд — 285 отводов при проектной мощности в 220–240 в месяц.
Бывший директор завода Леонид Маламуд вспоминает, что пришел на СОТ в конце 2005 года:
— Завод стал для меня ребенком, которого мы все воспитывали, поднимали на ноги, делали из него передовое предприятие. Отсюда я и несколько таких же старожилов уходили на пенсию. Начинали с отводов, потом делали задвижки, тройники, узлы — такие, какие почти никто тогда не делал. Сейчас эти инициативы продолжают наши ученики.
Среди работников завода много династий, ремесло передается от отца к сыну, от матери к дочери.
В каждом трубопроводе России есть что-то уральское
В ноябре 2005-го началось строительство второй линии, включающей в себя трубогибочный стан и участок для нанесения антикоррозионного покрытия. Это решение было продиктовано требованием времени, ведь для строительства новых трубопроводов требовались соединительные детали с покрытием. Они увеличивают срок службы трубопровода и время межремонтных циклов.
Возможности продолжили расширяться — в 2018 году СОТ освоил производство свай и опор. В 2021 году на заводе впервые кастомизировали производство и собрали трубный узел по индивидуальному запросу для работы в условиях Крайнего Севера.
Сегодня СОТ входит в состав магистрально-машиностроительного дивизиона ТМК ЭТЕРНО и является одним из ведущих поставщиков соединительных деталей трубопроводов для топливно-энергетического комплекса, участником значимых для отрасли проектов. Предприятие представлено площадками в городах Копейск и Магнитогорск.
— Мы всегда стабильно движемся вперед вне зависимости от ситуации на рынке. Так, СОТ своевременно освоил производство трубных узлов под крупнейшие проекты, и немаловажную роль в этом сыграл наш персонал. Какими бы ни были цели и задачи, коллектив всегда стремится выполнять их, невзирая на любые сложности. В 2024 году уровень вовлеченности персонала вырос более чем в два раза, мы получаем очень много идей для улучшений. А особенно я горжусь тем, что нам удалось сохранить ключевых сотрудников и трудовые династии, которые работают у нас больше десяти лет, — резюмирует управляющий директор СОТ Сергей Ветчинников.