
Переждать бурный поток машин на этой оживленной магистрали — непростая задача
ДТП с участием пешеходов случаются в Челябинске регулярно. Часто машины наезжают на людей, перебегающих дорогу в неположенных местах или идущих по «зебре» без светофора. Некоторые участки улиц в этом смысле давно считаются «проклятыми», но никакие обращения горожан не помогают обеспечить их безопасность.
У журналистки Людмилы Орловой сложилось ощущение, что в вопросе пешеходных переходов у чиновников другие приоритеты. Почему? Приводим ее мнение от первого лица.
Когда неожиданно выныриваешь из своего круговорота дом-работа-еда-уборка-сон, то видишь много нового — и положительного, и отрицательного. Я, к сожалению, чаще фиксируюсь на втором. И меня ужасно расстраивает пешеходная среда Челябинска: нас загоняют под землю там, где можно было бы ходить, как люди, а не кроты (площадь Революции, например), урезают узкие тротуары, ставят среди них опоры линии электропередачи так, что там не пройти, а тем более не проехать с коляской. Но эти проблемы, возникшие после «дорожной революции», будто вошли в мою рутину: я их замечаю, но уже не злюсь, а лишь грустно вздыхаю.
Но! Недавно я поехала в поликлинику второй горбольницы — в ту, что у ЮУрГУ. Вышла из троллейбуса на остановке, протиснулась по узкому тротуарчику у парковки близ Курчатова, обтирая то бамперы машин, то забор. И вдруг встала на светофоре через дорогу, которая ведет на парковку. Сначала красный показал одну секунду, моргнул, а потом — 99, 98… Всего 101 секунда!
Какой смысл ставить светофор (да еще и с таким долгим интервалом) через дорогу, которая фактически ведет в тупик? Какой в этом смысл? Там часто сбивают пешеходов или регулярно случаются ДТП? В СМИ не было информации о серьезных происшествиях в этом закуточке. Но зачем тогда там светофор?
А для галочки. Потом в каком-нибудь отчете напишут: «За энный год было установлено вот таке-е-е-нное количество светофоров — все для создания безопасной городской среды». И это даже хуже, чем если бы не делали ничего, потому что за такими вот «галочками» скрывается политическая трусость (прости, господи) и наплевательство на реальные проблемы с городской средой.
Казалось бы, что плохого в светофоре? Ничего, если городской бюджет непомерно велик (потому что каждый объект нужно обслуживать, а на это необходимы деньги), а на всех важных перекрестках и переходах уже есть заветные лампочки. Но ведь это не так.
Каждый день я перехожу Свердловский проспект у остановки Южная — возле первой горбольницы. Это пять полос (машины едут в шесть), плюс трамвайные пути. И там нет светофора. Каждый день я боюсь выходить на эту треклятую дорогу! Каждые утро, день, вечер я включаю фонарик на телефоне и делаю первый шаг, скрестив пальцы: лишь бы автомобилисты меня заметили.

По широченной дороге без светофора у остановки «Южная» регулярно ходят сотрудники и пациенты первой горбольницы
Вот что ответили в комитете дорожного хозяйства Челябинска, когда я и другие активные горожане попросили установить светофор на «Южной» и сделать так, чтобы платформы для выхода из трамвая не вели прямо под колеса машин:
— По результатам комиссии было принято решение о нецелесообразности в изменении организации дорожного движения, а также в обустройстве площадок для высадки пассажиров и ликвидации парковочного пространства на обозначенном участке улично-дорожной сети. С целью обеспечения безопасности всех участников дорожного движения будет рассмотрен вопрос обустройства искусственных неровностей со ступенчатым снижением скорости.
Замечу, что за два года «неровности» появились в виде знаков, а реальные «лежачие полицеские» быстро стоптались. Хорошо, что трамвайные пути обордюрили — теперь можно не бояться неожиданного разворота какой-нибудь нахальной машинки.
А еще светофора нет с другой стороны от горбольницы, у одноименной остановки. И пешеходного перехода через улицу Воровского там тоже нет. До ближайшего перехода от больницы — около 200-250 метров, и, чтобы пройти на противоположную сторону дороги, нужно делать почти 500-метровый крюк. Представляете, каково пожилым людям? А тем, кто сломал ноги на обледеневших тротуарах? И да, там пешеходов периодически сбивают — вот пример с летальным исходом.

76-летняя женщина попала под колеса сразу двух машин, пытаясь перейти дорогу
Зато неподалеку — пожалуйста: светофор на выезде с парковки (это закуток, в который превращается улица Красная после перекрестка с Воровского). Разве не кощунство ставить светофор у какого-то проулочка, ведущего на парковку, когда есть места, которые нужно реально обезопасить? Но нет: «это нецелесообразно», «всё встанет», «давайте просто сделаем искусственную неровность».
Когда просишь установить светофор там, где он реально нужен, получаешь отписку. Зато потом в ступоре смотришь на 101 красную секунду на выезде с парковки.
Я все понимаю — чиновникам нужно отчитываться за «безопасную среду», но и отхватывать злобные комментарии от автомобилистов про пробки не хочется. Да и самим-то как «вжух» делать? Но напомню, что безопасность горожан — приоритет, а человеческая жизнь важнее, чем минутная «пробка» на светофоре или «галочка» в отчете.
Кстати, в городе светофоры можно ставить хоть каждые 50 метров, если есть такая необходимость, и это прописано в нормативах.
Справка:
— согласно п.7.3.2 СП 396.1325800.2018, пешеходные переходы размещают на перекрестках улиц и в местах размещения остановок;
— согласно п 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007, пешеходный переход, как и остановочный павильон, является обязательным элементом остановочного пункта;
— согласно п. 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007, пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м. Но на улицах городов пешеходные переходы устраивают по СП 42.13330, и при необходимости их допускается располагать менее чем через 200 м.
Обновлено: В ГАИ Челябинска отреагировали на колонку журналистки Людмилы Орловой.
— Госавтоинспекция разделяет позицию средств массовой информации. Вопросы безопасности пешеходов стоят на особом контроле, — сообщили в ведомстве.
Однако там подчеркнули, что не могут принимать единоличные решения — необходимо согласие мэрии.
— В администрацию города вносятся предложения об улучшении дорожной инфраструктуры. Также проводятся обследования пешеходных переходов на соответствие их ГОСТам и нормативно-правовым актам в области обеспечения безопасности дорожного движения, — заключили в ГАИ.

Пытаюсь видеть во всем лучшее. Если честно, получается не очень. Люблю растения почти в любых их проявлениях: от горшечных кактусов до гигантской сосны в моем дворе. Беспокоюсь из-за массовой гибели деревьев у нас в городе в угоду асфальтовым полям. Еще я иррационально люблю Челябинск, несмотря на все «но». И хочу, чтобы моя работа делала город, область и жизнь в людей в них лучше.