
Из Западного хорошо виден Челябинск, и наоборот
Вопрос о расширении границ Челябинска и присоединении к нему двух поселков — Западного и Пригородного — решат на следующей неделе депутаты гордумы. Первый из новых поселков находится на берегу Шершней и включает множество жилых комплексов («Твоя привилегия», «Вишневая горка», «Притяжение» и так далее). Второй расположен сразу за «Парковым Премиум». Оба сейчас относятся к Сосновскому району.
В своей авторской колонке общественник, бывший член рабочей группы областного Миндортранса и житель Сосновского района Александр Агарков рассказал, почему стоит не ограничиваться лишь двумя поселками, а расширить список на присоединение. Далее — от первого лица.


Я являюсь жителем села Долгодеревенского Сосновского муниципального округа и не в меньшей степени чувствую себя челябинцем, чем жители поселков Западного и Пригородного. Как и жители этих поселков, значительная часть нашего населения ежедневно ездит на работу и по другим целям в город Челябинск. И Долгодеревенское ничуть не меньше, чем Западный и Пригородный, заслуживает стать частью города Челябинска. Прошу в случае принятия положительного решения о присоединении поселков Западный и Пригородный также присоединить к городу Челябинску село Долгодеревенское (в том числе отдаленный ЖК «Соколиная гора») и поселок Рощино (в том числе отдаленный ЖК «Славино»). Далее приведу сравнение одного из микрорайонов Западного — поселка «Твоя Привилегия» — с селом Долгодеревенское и поселком Рощино.
Сравнительные характеристики микрорайона «Твоя Привилегия» с селом Долгодеревенское и поселком Рощино (без учета отдаленных микрорайонов в составе поселения)
Расстояние до границы города Челябинска:
«Твоя Привилегия»: 8 км (по прямой мимо садов Вишневый, Мичуринец, Петушок) или 11,8 км (на автобусе через Вишневую горку);
Долгодеревенское: 5 км (в обратную сторону без разворотов на федеральной трассе 4 км);
Рощино: 8 км.
Объемы многоквартирной застройки:
«Твоя Привилегия»: 88 домов этажностью 3 этажа;
Долгодеревенское: 70 домов этажностью от 2 до 8 этажей и 18 таунхаусов, также обширный частный сектор;
Рощино: 39 домов этажностью от 5 до 10 этажей.
Доступность поселка:
«Твоя Привилегия»: является закрытым охраняемым объектом, пользование уличной сетью поселка жителями города и соседних территорий невозможно;
Долгодеревенское: уличная сеть поселка общедоступна, эпизодически имеются закрытые дворы;
Рощино: уличная сеть поселка общедоступна, эпизодически имеются закрытые дворы.
Наличие улично-дорожной сети:
«Твоя Привилегия»: имеются только локальные проезды на закрытых территориях, общедоступные дороги вокруг периметра поселка загородного типа (без тротуаров). Освещение улично-дорожной сети отсутствует;
Долгодеревенское: имеется полноценная общедоступная улично-дорожная сеть с тротуарами, связь с городом Челябинском по дороге загородного типа (без тротуара). Освещение улично-дорожной сети фонарями на столбах городского типа;
Рощино: имеется полноценная общедоступная улично-дорожная сеть с тротуарами, связь с городом Челябинском по дороге загородного типа (без тротуара). Освещение улично-дорожной сети тротуарами на столбах городского типа.
Общественный транспорт:
«Твоя Привилегия»: автобусы из Челябинска останавливаются за пределами поселка, имеется внутримуниципальный маршрут для проезда по поселку, организованный управляющей компанией («шаттл Привилегия»), то есть четкое разделение транспорта на внутренний и междугородный;
Долгодеревенское: автобусы из Челябинска проходят по уличной сети поселка и одновременно служат транспортом для внутримуниципальных корреспонденций (полная интеграция транспортной сети с сетью города Челябинска);
Рощино: автобусы из Челябинска проходят по уличной сети поселка.
Связность улично-дорожной сети с Челябинском:
«Твоя Привилегия»: из-за естественных преград в виде Шершневского водохранилища и ООПТ Челябинский городской бор связность с городом недостаточная. Все дороги кроме пути Лыжных батальонов — Худякова, имеющего существенные заторы, упираются в спальный и перегруженный пробками Северо-Запад. Масштабирование дорожных связей невозможно из-за естественных преград;
Долгодеревенское: основной доступ в Челябинск осуществляется по федеральной трассе М5 «Подъезд к Екатеринбургу», переходящей в Свердловский тракт, а также через поселок Каштак в Металлургический район. Существенных заторов по данным путям не наблюдается. По мере необходимости возможно строительство дополнительных связок. Например, связь ул. 2-ая Павелецкая в Челябинске и деревни Прохорово в составе Долгодеревенского сельского поселения, которая сейчас существует в грунтовом виде. Также возможно строительство связи улицы Санаторной в Челябинске и улицы Ленина в селе Долгодеревенском мимо СНТ «Прогресс» — по сути, там нужен только мост через реку Миасс, а дороги до реки уже есть с обеих сторон;
Рощино: основной доступ в Челябинск осуществляется по федеральной трассе М5 «Подъезд к Екатеринбургу», переходящей в Свердловский тракт, а также через поселок Каштак в Металлургический район. Существенных заторов по данным путям не наблюдается. По мере необходимости возможно строительство дополнительных связок. Например, из Рощино возможно построить выезд на Северный тракт с дальнейшим уходом на малый западный обход Челябинска. Уже сейчас для попадания в западные районы можно проехать через пос. Есаульский и основной западный обход Челябинска. Также возможно строительство дороги, соединяющей Рощино, Славино и СНТ «Авиатор-2» с дальнейшим выходом между СНТ «Авиатор» и ЧВВАКУШем на ул. Индивидуальную.
Перспективы использования железнодорожного транспорта:
«Твоя Привилегия»: железные дороги поблизости отсутствуют;
Долгодеревенское: нецелесообразно в виду легкости автомобильного (автобусного) сообщения с Челябинском и отсутствия преград;
Рощино: вблизи поселка находится станция РЖД «Есаульская», а непосредственно к Рощино ведут подъездные пути необщего пользования к Сосновскому КХП («Макфа»). При нехватке автомобильного транспорта в случае значительного роста застройки поселения возможно удовлетворение маятниковой миграции железнодорожным транспортом.
Вывод: при схожих объемах застройки и схожих расстояниях от границы города, хотя ни одна территория в полной мере частью города не является (для попадания во все три территории нужно проехать по загородной дороге, ни одна из них не имеет единой с городом уличной сети), но из Долгодеревенского и Рощино организовать маятниковую миграцию в Челябинск значительно проще, чем из «Твоей Привилегии» в виду отсутствия естественных преград. Открытость территории даст возможность развивать эти территории как часть города, строить там бизнесы и точки притяжения для всех челябинцев, а вот «Привилегия» хоть как часть Кременкульского поселения Сосновского района, хоть как часть Челябинска останется закрытым поселком, где нецелесообразно размещение никакого бизнеса, т. к. пользоваться им не смогут даже соседи из Белого хутора и Просторов. К примеру, сейчас возле северного КПП «Привилегии» есть супермаркет Spar, но жители Белого хутора, проживающие рядом с южным КПП «Привилегии», не смогут дойти до него пешком через закрытый поселок, а вынуждены ехать в обход по загородной дороге (ну или идти по ней пешком по обочине, т. к. тротуаров там нет). А вот в аналогичный Spar в Долгодеревенском можно дойти пешком со всех концов села просто по тротуарам, кратчайшим путем, и не встретить по дороге никаких КПП.
Доступ на работу
При этом важнейшей частью жизни каждого человека являются поездки на работу. Поскольку значительные промзоны и основные работодатели Челябинска расположены на севере города, то до многих рабочих мест из Долгодеревенского и Рощино добраться значительно проще и быстрее, чем из поселка Западный. До точек приложения труда в южной половине города время в пути на общественном транспорте сопоставимо, ведь из «Твоей Привилегии» время в пути только лишь до поселка Шершни, то есть до самого начала города, составляет 30 минут, далее либо 15 минут до Чичерина, либо 20 минут до Доватора. И лишь после этих изнуряющих 45-50 минут в пригородном автобусе вы можете пересесть на городской транспорт. А вот из Долгодеревенского и Рощино уже через 20 минут после начала поездки вы пересаживаетесь на городской транспорт на остановке «улица Черкасская». При этом, конечно же, учтены только существующие маршруты, но стоит добавить, что после запуска метротрамвая ситуация для Рощинского и Долгодеревенского поселений еще улучшится, а вот Западному метротрам никак не поможет.

Поездка на автомобиле из Западного затруднена существенными заторами, которых просто нет при попытке заехать в город с другой стороны. Уточню, что при замерах для данной статьи навигатор постоянно предлагал объехать пробку на улице Лыжных батальонов через поселки Вавиловец, Интернационалист, Карпов Пруд, что, по данным навигатора, экономило около 10 минут по сравнению с прямым маршрутом. Но если так объезжать станут слишком многие, это потеряет смысл, к тому же жители поселка Интернационалист выступают против сквозного проезда через них жителей «Привилегии» и Белого хутора, о чем повесили объявление на въезде в свой поселок. А вот из Долгодеревенского и Рощино в локации Ленинского района и Троицкого тракта время в пути на автомобиле сильно сокращается за счет использования автодороги Меридиан — таким образом, лишь до ЮУрГУ время в пути из «Твоей Привилегии» на автомобиле оказалось сопоставимым с временем в пути из Долгодеревенского и Рощино.
Исходя из этого, Челябинск более заинтересован в присоединении территорий с севера, чем с запада и за Шершнями, чтобы застройщики шли строить новые микрорайоны не в Западный, усугубляя и без того непростую ситуацию транспортной доступности, а шли строить в Рощино и Долгодеревенское, чтобы население поселков Западного перестало уже расти, а жители новостроек могли бы быстро и без проблем добираться до работы.
А что, если присоединить только Западный?
Если поселки Западный и Пригородный будут присоединены к Челябинску, а Рощино и Долгодеревенское останутся в Сосновском округе, это даст сигнал застройщикам строить и дальше в Западном и отказаться от проектов многоквартирной застройки в Рощино и Долгодеревенском, значительно повлияет на рынок недвижимости, усугубит и без того непростую ситуацию с транспортной досягаемостью, а также увеличит антропогенную нагрузку на единственный питьевой источник Челябинской агломерации и технологическую нагрузку на Шершневскую плотину. В то же время это даст повод окончательно свернуть все программы развития агломерации, и, если сейчас другим населенным пунктам Сосновского района достается хоть что-то, то в случае присоединения Западного его можно будет развивать уже как челябинскую территорию, полностью отказав в развитии остальным поселениям. К сожалению, власти региона и так в последние 5-6 лет, возможно, не вполне осознанно проводят сегрегацию жителей Сосновского района на полноценных (жители поселка Западный) и не совсем полноценных (жители других населенных пунктов, которые не входят в Западный). В Западном строят IT-лицей, новые дороги и остановки, уже трижды с 2022 года обновили подвижной состав общественного транспорта, а на маршрутах действует полноценное билетное меню. В Долгодеревенское и Рощино же ходит хлам производства 2007–2013 годов, который сначала «ушатали» на городских маршрутах, а потом, когда в городе убирали маршрутки, спихнули нам.

Сравнение транспорта в Западном и Долгодеревенском
Маршруты регулируемого тарифа в Рощино и Долгодеревенском составляют примерно 25% от всего транспорта, то есть остальные 75% работают вообще без расписания, ездят, когда захотят, и не имеют совсем безналичной оплаты проезда. В то время как в Западном — 100% на регулируемом тарифе. При этом даже в маршрутах регулируемого тарифа в Рощино и Долгодеревенском по формальному поводу, что конечные маршрутов находятся не в Долгодеревенском, а дальше, отключили билетное меню. То есть там не действуют скидки при безналичной оплате проезда и пересадка за 5 рублей на городской транспорт в течение часа. И, если сейчас это вызывает негодование, то в случае присоединения Западного ответ чиновников будет один: «Они же город, а вы не город, поэтому у вас другие тарифы». И не важно, что себестоимость поездки из Долгодеревенского даже ниже, ведь автобус довозит до городского транспорта быстро, а не «умирает» в пробках на улицах Лыжных Батальонов и Худякова, следовательно, та же транспортная работа выполняется меньшим количеством подвижного состава. И тот факт, что в Западный можно уехать и в 22 часа, а в Долгодеревенское не уехать уже после 21 часа, тоже будет сводиться к тому же «аргументу». В общем, надо было уметь предсказывать и селиться в тех поселках, которые в будущем станут городом.
Так вот, чтобы всего этого не случилось, прошу, раз уж решили принимать Западный в состав города, принять и нас тоже. Тем более, что, исходя из вышеизложенного, сам город Челябинск заинтересован развиваться скорее на север, чем за Шершни, чтобы иметь возможность строить новое жилье поближе к рабочим местам и развитой улично-дорожной сети, а не в труднодоступном месте.

Эксперт