
За почти семь десятилетий предприятие превратилось из маленького СКБ в системообразующего разработчика
История российского завода, колеса которого уже много десятилетий крутятся под армейскими грузовиками «Урал» и карьерными гигантами «БелАЗ», по-настоящему уникальна. Эти колеса были созданы в Челябинске, а их разработкой занималось Центральное конструкторско-технологическое бюро колесного производства (ЦКТБ к. п.), которое позже превратилось в Челябинский опытный завод.

Дисковая конструкция колеса

Бездисковое колесо
— Многие ошибочно называют нашу продукцию диском или колесным диском. Это сленговое название. Диск является частью конструкции колеса. Колесо же — это сложное инженерное изделие, включающее множество элементов. Конструкция возможна как дисковая, так и бездисковая. Оно необязательно должно включать в себя шину и камеру. Как пример существует деревянное колесо, у которого нет ни того ни другого. Поэтому правильно называть изделие именно колесом, а не диском, — уточнил директор Челябинского опытного завода Александр Аркадьевич Самонов.
1950-е: начало большого пути

1956 год: на Челябинском кузнечно-прессовом заводе им. Сталина открыли небольшое бюро
В 1956 году на Челябинском кузнечно-прессовом заводе им. Сталина открыли небольшое бюро, которое занялось созданием колес, — Центральное конструкторское бюро по ободам. Изначально инженеры под руководством инженера Михаила Борисова занимались холодильниками «Урал». Проект был закрыт, но команду не распустили, а перевели на разработку автомобильных прицепов, а вскоре и на проектировку колес. Уже в 1959 году прибывший из министерства И. В. Орлов потребовал «стать организацией по всей технической разработке по производству колес в стране» и добился финансирования нового трехэтажного корпуса с экспериментальным цехом, который был построен и запущен в 1970 году. С 1965 года ЦКБ стало называться ЦКТБ колесного производства.
1960-е: испытания в самых экстремальных условиях

Бюро росло и развивалось, открывались новые отделы и лаборатории
В шестидесятые годы инженеры начали испытывать колеса в экстремальных условиях: на льдах Крайнего Севера и песках Средней Азии.

Так проходили испытания
В 1961 году построили собственную лабораторию для дорожных испытаний, где условия были максимально похожи на самые сложные дороги страны. В то время ЦКТБ первым разработало массовое колесо для арочных шин, которое стало стандартом качества и надежности.

Коллектив лаборатории дорожных испытаний
Бюро росло и развивалось, открывались новые отделы и лаборатории, ускорялась технология производства.

Колеса, которые производили в 60-х
Здесь начали активно оформлять патенты, что сделало ЦКТБ ведущим разработчиков в отрасли.
1970–1980-е: революционное изобретение

Колесо стало легче, надежнее и проще в производстве
В 1965 году конструкторская лаборатория под руководством Г. В. Савельева, создала колесо всего из пяти деталей вместо прежних пятидесяти семи. Оно стало легче, надежнее и проще в производстве. Был проведен не один испытательный заезд в разных климатических условиях, для подтверждения эффективности нового решения.
— Все были довольны. И на испытаниях в пустыне Каракумы, и в далекой Якутии. Я смело предлагал отработанную нами методику испытаний, и всегда результат был в пользу нового колеса, — вспоминает инженер В. И. Ефимов.
Скептики возражали: «За рубежом никто так не делает». Однако в 1970-м новинку запатентовали сразу в семи странах, а к 1974-му КПЗиС освоил серийное производство.
В 1980-х годах завод сделал ставку на автоматизацию производства и создал уникальные станки и приборы. Продукция вышла на международный уровень, начали выпускаться огромные колеса для карьерных самосвалов «БелАЗ».

Колеса для самосвалов «БелАЗ»
— Работа в ЦКТБ доставляла мне настоящее творческое удовлетворение. Интересным был опыт создания специального стенда для монтажа-демонтажа колес особо большой грузоподъемности. Этот стенд мы разрабатывали практически всей лабораторией и даже пытались оформить авторское свидетельство на изобретение, — рассказывал ведущий инженер-конструктор, бывший зам. губернатора ЧО, Б. Мизрахи.
Субботники, спорт, капустные поля
Коллектив занимался также общественно-полезным трудом
Помимо работы на производстве, коллектив занимался общественно-полезным трудом: в коммунистические субботники очищал Копейское шоссе, ежегодно помогал совхозу «50 лет СССР» выращивать капусту, а внутренний спортклуб выставлял футбольную, шахматную и туристскую команды. Из походов рождались семьи, а будни инженеров наполнялись не только расчетами прочности, но и лыжными гонками.
— Все мы были не только внештатными специалистами сельского хозяйства, овладели метлами, лопатами. Наш мастер освоила профессию продавца, водитель стал заведующим гаражом, комсорг — заместителем губернатора, — как в шутку вспоминает слесарь механосборочных работ В. Рогалев.
1990–2020-е: новый путь

История ЧОЗ — пример того, как инженерная мысль в связке с трудовой этикой способна раз за разом преодолевать технологические и административные барьеры
К 1987-му ЦКТБ стало основой Челябинского опытного завода НПО «НИИТавтопром». Вскоре, в 1992 году завод стал самостоятельным, произошло разделение НПО, и он был зарегистрирован как Челябинский опытный завод. Сегодня он выпускает более сотни моделей колес, использует современные технологии, в том числе роботизированные системы, выполняет спецзаказы для Минобороны и продолжает традиции ЦКТБ.
В разное время ЦКТБ к. п. руководили:
Директора завода в разное время
За почти семь десятилетий ЦКТБ к. п. превратилось из маленького ЦКБ в системообразующего разработчика, чей многослойный опыт — от технологии тороидального обода до цифровой роботизации — определил облик российского колеса на дорогах, в карьерах и в армейских колоннах. История ЧОЗ — пример того, как инженерная мысль в связке с трудовой этикой способна раз за разом преодолевать технологические и административные барьеры, чтобы продолжать вращать экономику страны.
Текст подготовлен с использованием книги «Истоки российского колеса» (12+) К. Г. Кириллов, В. П. Коновалов, Г. А. Фаст.