„ел€бинска€ автомобилистка »рина пытаетс€ оспорить законность штрафа от мобильного комплекса видеофиксации « –»—-ѕ». ”стройства активно используютс€ дл€ измерени€ скорости в „ел€бинской области, включа€ сам мегаполис, однако вопросы к ним возникают регул€рно.

 амеры на треногах пошли под суд

ћожет ли « –»—-ѕ» завысить скорость?

—тационарные камеры видеофиксации перед запуском в эксплуатацию проход€т юстировку и поверку, по крайней мере в теории. «“реноги» устанавливаютс€ непосредственно сотрудниками √»Ѕƒƒ или оператором систем видеофиксации (в „ел€бинске – «–остелеком»), что порождает вопросы, вли€ет ли на результаты измерений, например, угол установки датчика относительно проезжей части?

ƒа, вли€ет. « –»—ы» измер€ют скорость, использу€ эффект ƒоплера (изменение частоты радиосигнала при отражении от движущегос€ объекта), и результат измерений зависит от угла «стрельбы». Ќе оспаривает этот факт и производитель комплексов « –»—-ѕ», компани€ «—имкон». ƒл€ этого было проведено даже отдельное исследование вли€ни€ угла на итоговый результат.

 амеры на треногах пошли под суд
ѕравильный угол установки 25 градусов, предельный, при котором измерение еще возможно – 15 градусов

ѕо нормативам, « –»—ы» должны располагатьс€ под углом 25 градусов к проезжей части, и дл€ выравнивани€ при установке есть специальные метки на корпусе прибора. –азработчик утверждает, что если угол окажетс€ менее 15 градусов, комплекс перестанет фиксировать нарушени€ в принципе, но что происходит в диапазоне 15-25 градусов? –асчеты самого «—имкона» показали, что погрешность в этом случае составит пор€дка 6,5%, а эксперимент вы€вил завышение результатов на величину до 5 км/час в диапазоне скоростей 60-80 км/час.

ƒругое дело, что ответственность за это несет не разработчик, а «юзеры» комплексов, которые устанавливают его «ненормативным» образом.

 ак определить правильность установки « –»—-ѕ»?

ѕон€тно, что автовладелец не способен проверить точность установки комплекса непосредственно. ¬се, что у него есть – это лишь фотографи€ из постановлени€, котора€ присылаетс€ «письмом счасть€». Ќо и этого достаточно.

 амеры на треногах пошли под суд

ѕроизводитель отмечает, что «угол установки датчика легко контролируетс€ по простой методике, основанной на пропорци€х стандартного номерного знака». ѕодробнее она изложена в авторской колонке ёри€ ѕанченко. ”точним лишь, что при фотографировании автомобил€ не строго в анфас вертикальные размеры номера остаютс€ посто€нными, а вот горизонтальные искажаютс€, поэтому путем несложных вычислений можно определить угол положени€ автомобил€ относительно камеры. ёрий ѕанченко также по€сн€ет, что есть способы определени€ угла по иным видимым элементам автомобил€ дл€ проверки данных.

“ак, применение данной методики позволило установить, что автомобиль »рины был сфотографирован под углом 21 градус вместо нормативных 25 градусов.  акую погрешность это дало?

«“ут дело в другом, – по€сн€ет юрист ёрий ѕанченко, представл€ющий интересы автомобилистки в суде. – ≈сли измерение было проведено с нарушением методики, оно должно быть отбраковано в принципе».

Ётому не противоречит и за€вление производител€: «¬ случае, если в центре обработки данных по изображению будет вы€влен неправильный угол установки, такое изображение будет отбраковано и штраф выписан не будет».

 амеры на треногах пошли под суд

Ўтрафы с « –»—ов» можно оспорить?

Ќе все так просто. »зложенна€ методика расчета угла по фотографии, по сути, не €вл€етс€ официальной, поэтому инициаторам судебного разбирательства предстоит еще доказать ее адекватность. ¬ключа€ такой тонкий момент, как точность измерени€ геометрических размеров номерного знака по фотографии из «письма счасть€».

«—уд первой инстанции даже не стал рассматривать дело, – говорит ёрий ѕанченко. – ќбластной суд постановил произвести оценку доводов водител€, затем было три рассмотрени€ в ÷ентральном суде города „ел€бинска. Ќа заседани€х присутствовал представитель √»Ѕƒƒ. ¬ целом, общатьс€ и доказывать что-то достаточно т€жело».

—ледующее заседание назначено на конец декабр€.

FAQ: как оспорить штрафы с камер

 амеры на треногах пошли под суд

ƒолжны ли комплексы « –»—-ѕ» обозначатьс€ предупреждающими знаками?

ѕо нормативам, стационарные камеры видеофиксации обозначаютс€ предупреждающими знаками и соответствующей разметкой. ќднако на мобильные комплексы это требование не распростран€етс€, что делает « –»—-ѕ» достаточно неудобным дл€ нарушителей: неброска€ тренога может быть размещена, фактически, на любой дороге. ¬ „ел€бинске одним из мест, где используютс€ « –»—-ѕ», €вл€етс€, например, ул. “руда в районе “  «–одник».

ѕри этом даже в случае со стационарными камерами отсутствие знака или разметки €вл€етс€ лишь поводом оформить претензию дорожникам, однако отменить штраф не удастс€.

„то будет, если не платить штрафы?

 аков скоростной лимит в –оссии?

Ќа минуту абстрагируемс€ от метрологической казуистики. —огласно ѕƒƒ, лимиты скорости на территории страны – 60, 90 и 110 км/час (город, трасса, магистраль). “ак было и так оно остаетс€.

ѕравда, в 2013 году из  ојѕ исчезло наказание за превышение скорости менее чем на 20 км/час, что создало у многих иллюзию, будто власти официально разрешили ездить 80 км/час по городу.

Ќа самом деле лимиты остались прежними, а порог в 20 км/час был введен с учетом погрешности комплексов видеофиксации. ѕричем «дельта» в 20 км/час – это приличный запас на ошибку. Ќапример, при правильной установке те же « –»—-ѕ» измер€ют скорость с погрешностью до 2 км/час.

» даже если предположить, что неправильно установленный « –»—-ѕ» дает дополнительные 5 км/час погрешности, суммарные +7 км/час все равно заметно ниже «зоны нечувствительности». ћораль? Ќе превышайте скоростных лимитов и не придетс€ ма€тьс€ в судах.

≈сть и еще один нюанс. ¬ случае ƒ“ѕ, особенно со сбитым пешеходом, превышение скоростного лимита в пределах 20 км/час может стать одним из доводов в пользу вашей виновности. » хот€ оштрафовать за превышение вас не смогут, перспектива отправитьс€ в колонию-поселение по€витс€. ¬едь помимо ѕƒƒ и  ојѕ есть уголовный кодекс.