Челябинская автомобилистка Ирина пытается оспорить законность штрафа от мобильного комплекса видеофиксации «КРИС-П». Устройства активно используются для измерения скорости в Челябинской области, включая сам мегаполис, однако вопросы к ним возникают регулярно.
Может ли «КРИС-П» завысить скорость?
Стационарные камеры видеофиксации перед запуском в эксплуатацию проходят юстировку и поверку, по крайней мере в теории. «Треноги» устанавливаются непосредственно сотрудниками ГИБДД или оператором систем видеофиксации (в Челябинске – «Ростелеком»), что порождает вопросы, влияет ли на результаты измерений, например, угол установки датчика относительно проезжей части?
Да, влияет. «КРИСы» измеряют скорость, используя эффект Доплера (изменение частоты радиосигнала при отражении от движущегося объекта), и результат измерений зависит от угла «стрельбы». Не оспаривает этот факт и производитель комплексов «КРИС-П», компания «Симкон». Для этого было проведено даже отдельное исследование влияния угла на итоговый результат.
Правильный угол установки 25 градусов, предельный, при котором измерение еще возможно – 15 градусов
По нормативам, «КРИСы» должны располагаться под углом 25 градусов к проезжей части, и для выравнивания при установке есть специальные метки на корпусе прибора. Разработчик утверждает, что если угол окажется менее 15 градусов, комплекс перестанет фиксировать нарушения в принципе, но что происходит в диапазоне 15-25 градусов? Расчеты самого «Симкона» показали, что погрешность в этом случае составит порядка 6,5%, а эксперимент выявил завышение результатов на величину до 5 км/час в диапазоне скоростей 60-80 км/час.
Другое дело, что ответственность за это несет не разработчик, а «юзеры» комплексов, которые устанавливают его «ненормативным» образом.
Как определить правильность установки «КРИС-П»?
Понятно, что автовладелец не способен проверить точность установки комплекса непосредственно. Все, что у него есть – это лишь фотография из постановления, которая присылается «письмом счастья». Но и этого достаточно.
Производитель отмечает, что «угол установки датчика легко контролируется по простой методике, основанной на пропорциях стандартного номерного знака». Подробнее она изложена в авторской колонке Юрия Панченко. Уточним лишь, что при фотографировании автомобиля не строго в анфас вертикальные размеры номера остаются постоянными, а вот горизонтальные искажаются, поэтому путем несложных вычислений можно определить угол положения автомобиля относительно камеры. Юрий Панченко также поясняет, что есть способы определения угла по иным видимым элементам автомобиля для проверки данных.
Так, применение данной методики позволило установить, что автомобиль Ирины был сфотографирован под углом 21 градус вместо нормативных 25 градусов. Какую погрешность это дало?
«Тут дело в другом, – поясняет юрист Юрий Панченко, представляющий интересы автомобилистки в суде. – Если измерение было проведено с нарушением методики, оно должно быть отбраковано в принципе».
Этому не противоречит и заявление производителя: «В случае, если в центре обработки данных по изображению будет выявлен неправильный угол установки, такое изображение будет отбраковано и штраф выписан не будет».
Штрафы с «КРИСов» можно оспорить?
Не все так просто. Изложенная методика расчета угла по фотографии, по сути, не является официальной, поэтому инициаторам судебного разбирательства предстоит еще доказать ее адекватность. Включая такой тонкий момент, как точность измерения геометрических размеров номерного знака по фотографии из «письма счастья».
«Суд первой инстанции даже не стал рассматривать дело, – говорит Юрий Панченко. – Областной суд постановил произвести оценку доводов водителя, затем было три рассмотрения в Центральном суде города Челябинска. На заседаниях присутствовал представитель ГИБДД. В целом, общаться и доказывать что-то достаточно тяжело».
Следующее заседание назначено на конец декабря.
Должны ли комплексы «КРИС-П» обозначаться предупреждающими знаками?
По нормативам, стационарные камеры видеофиксации обозначаются предупреждающими знаками и соответствующей разметкой. Однако на мобильные комплексы это требование не распространяется, что делает «КРИС-П» достаточно неудобным для нарушителей: неброская тренога может быть размещена, фактически, на любой дороге. В Челябинске одним из мест, где используются «КРИС-П», является, например, ул. Труда в районе ТК «Родник».
При этом даже в случае со стационарными камерами отсутствие знака или разметки является лишь поводом оформить претензию дорожникам, однако отменить штраф не удастся.
Каков скоростной лимит в России?
На минуту абстрагируемся от метрологической казуистики. Согласно ПДД, лимиты скорости на территории страны – 60, 90 и 110 км/час (город, трасса, магистраль). Так было и так оно остается.
Правда, в 2013 году из КоАП исчезло наказание за превышение скорости менее чем на 20 км/час, что создало у многих иллюзию, будто власти официально разрешили ездить 80 км/час по городу.
На самом деле лимиты остались прежними, а порог в 20 км/час был введен с учетом погрешности комплексов видеофиксации. Причем «дельта» в 20 км/час – это приличный запас на ошибку. Например, при правильной установке те же «КРИС-П» измеряют скорость с погрешностью до 2 км/час.
И даже если предположить, что неправильно установленный «КРИС-П» дает дополнительные 5 км/час погрешности, суммарные +7 км/час все равно заметно ниже «зоны нечувствительности». Мораль? Не превышайте скоростных лимитов и не придется маяться в судах.
Есть и еще один нюанс. В случае ДТП, особенно со сбитым пешеходом, превышение скоростного лимита в пределах 20 км/час может стать одним из доводов в пользу вашей виновности. И хотя оштрафовать за превышение вас не смогут, перспектива отправиться в колонию-поселение появится. Ведь помимо ПДД и КоАП есть уголовный кодекс.
Фото: Фото автора, Павла Лутошкина, инфографика компании «Симкон»