«То, что сегодня происходит в Челябинске, отвратительно и ужасно», – написал кинорежиссёр, народный артист России Марлен Хуциев, который был лично знаком с Леонидом Оболенским и приезжал в Челябинск на один из фестивалей «Полный артхаус». Наша статья о присоединении киноцентра к кинотеатру «Знамя», а по сути, о его закрытии, о новых обвинениях в адрес реабилитированного «за отсутствием состава преступления» Леонида Оболенского вызвала у московских кинематографистов мгновенный отклик. Все они считают происходящее если не ошибкой, то преступлением.
Всеволод Шиловский, народный артист России, лауреат государственных премий, профессор, президент фестиваля «Золотой Феникс»:
– Когда я узнал вдруг, что какому-то челябинскому товарищу не нравится фамилия Оболенский, я готов был ехать в Челябинск и взять интервью у этого товарища! Потому что, наверное, он чего-то не понимает в великой русской культуре. И если имя Оболенского будет отнято у музея-квартиры, если лишат город памяти об этом громадном художнике, это будет величайшее преступление сегодняшних дней! Россия, если похоронит она корни своей культуры, ее просто не будет.
Мое счастье как художника, режиссера, актера, педагога, что я общался, работал – ставил спектакли и фильмы, играл – с выдающимися мастерами нашего театра и кинематографа: Вячеславом Тихоновым, Леонидом Куравлёвым, Екатериной Васильевой, Игорем Костолевским, Андреем Болтневым, Александром Ширвиндтом, Софико Чиаурели... И среди этого нашего золотого фонда был артист, а еще и громадная личность – Леонид Леонидович Оболенский. Этот человек обладал громадной культурой, потрясающим интеллектом! Он был первым режиссёром озвучания кино в нашей стране. Я об этом узнал во время работы над картиной «Миллион в брачной корзине». Я волновался, как Леонид Леонидович озвучит свою роль в этом фильме, потому что была эта роль не только очень трудная, но такая «рваная», как говорят кинематографисты. А он пришёл и за полтора часа всё сделал. Я смотрю на него, а он мне говорит: «Всеволод, я вижу в ваших глазах растерянность, но дело в том, что я был первым режиссёром озвучания». Вот что это такое! Когда с ним люди работали, не только я, а очень многие выдающиеся мастера, они за честь считали общаться с этим человеком!
Марлен Хуциев, кинорежиссер, народный артист СССР, профессор:
– Я до сих пор с теплотой вспоминаю свою поездку в Челябинск на кинофестиваль «Полный артхаус». Встречи в уютном музее Оболенского, где нас принимала Тамара Никитична Мордасова, прекрасный, преданный кинематографу человек. С самим же Леонидом Леонидовичем мы, разумеется, были знакомы и даже переписывались. Я предлагал ему главную роль в фильме «Послесловие». И почти всю зиму уговаривал сняться... Но Оболенскому уже было тяжело надолго уезжать из Миасса. И поэтому в «Послесловии» в конце концов снялся Ростислав Плятт. А мне так хотелось, чтобы Леонид Леонидович привнес в роль не только профессию и талант, но и «кусочек» своей тяжелой, несправедливо суровой судьбы...
То, что происходит сегодня с уничтожением Центра имени Леонида Оболенского в Челябинске, – отвратительно и ужасно! Это равносильно сожжению книг на площади. Это обкрадывание будущих поколений, которые благодаря программам киноцентра приобщались к миру кино. В конце концов Леонид Леонидович Оболенский – не только первопроходец нашего кинематографа, друг Эйзенштейна, но и народный артист России. И этого звания у него никто не отнимал... Надеюсь, власти Челябинска одумаются!
Вадим Абдрашитов, кинорежиссер, народный артист России, член правления Гильдии кинорежиссёров России:
– Я был знаком с Оболенским, бывал у него дома, мы о многом говорили. И после его ухода из жизни, когда возник этот центр, все кинематографисты, вообще, все люди, которые были знакомы с Леонидом Леонидовичем, с этим выдающимся актёром, художником, чрезвычайно интересным человеком, были очень рады. Это было не только продолжением памяти о нем, но и продолжением творчества, продолжением ношения культуры, я бы так сказал.
И вот то, что я узнал сейчас из интернета, меня чрезвычайно огорчает, удивляет. Я надеюсь, что это просто какая-то ошибка, что это не злой умысел. И можно эту ошибку исправить. Чем быстрее это произойдет, тем лучше. Потому что закрывать любой центр творчества, любой очаг культуры – это просто преступление, это всё равно что закрывать больницу, закрывать школу, закрывать детский сад... Ведь это всё то, что помогает выживать, и, в первую очередь, людям, которые хотят обратиться к культуре.
Наталья Бондарчук, заслуженная артистка России, кинорежиссёр, президент компании «Золотой век»:
– Леонида Леонидовича Оболенского я знала с 1974 года. Он был главным «консультантом по эпохе» на картине Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». Очень помог мне и Владимиру Яковлевичу.
Затем судьба свела меня с Оболенским на съёмках фильма моего учителя Сергея Герасимова «Красное и чёрное». У Оболенского там была интересная роль. Герасимов был им очень доволен, говорил, что Оболенский украсил фильм. Сергей Аполлинариевич был о нём самого высокого мнения.
Я с Леонидом Леонидовичем встречалась до самого его ухода из жизни. Обаятельный, умнейший человек! Что-то с нами со всеми не так, если мы такого человека судим по наветам, а не по его реальным заслугам! Я любила и люблю Оболенского! В жизни нужно встретить своего старца. И я его встретила!
Вера Сторожева, кинорежиссёр, лауреат премии «Светлое прошлое»:
– Атмосфера фестиваля «Полный артхаус» в Челябинске всегда была радостной и творческой: это встречи с умным зрителем, и, что для меня немаловажно, с моими земляками.
Я всегда отмечала, что зрители в Челябинске воспитаны и продвинуты, и дадут фору столичному зрителю. Потому что, благодаря фестивалям, сюда привозят лучшее кино и приезжают лучшие кинематографисты, и ещё потому, что зрителей так воспитали, потому что есть киноцентр, потому что есть Оболенский…
Но по чьей-то злой воле, как в страшном сне все передергивается, переворачивается с ног на голову! Нашли врага народа в лице народного артиста Леонида Оболенского (реабилитированного, кстати)! Неужели опять кому-то хочется всё разрушить, растоптать, чтобы на этом месте что-то своё лепить?
Хорошо, делайте свое, город огромный и нуждается в культурных событиях! Но пусть живет то, что прижилось, стало культурной традицией, стало любимым зрителями. И любимым кинематографистами!
Пожалуйста, все те, от кого зависит судьба киноцентра имени Оболенского и судьба фестиваля «Полный артхаус», не губите живое, это большая редкость и удача для Челябинска.
Елена Коренева, актриса театра и кино, режиссёр, сценарист:
– Я лично не работала и не была знакома с Леонидом Оболенским, но, безусловно, я запомнила Леонида Леонидовича по его работам. Я слышала о нем от людей, которые с Оболенским работали. У него удивительное лицо и удивительная судьба.
То, что я прочитала о событиях вокруг музея-квартиры Оболенского в Челябинске, и самое главное, чем это сопровождается, какими комментариями по поводу его прошлого, меня возмутило. Это отравляет веру в справедливость и вменяемость наших людей, которые способны в спину ушедшему человеку дезинформировать читателей. Лично меня это задевает, потому что у меня дедушка и бабушка были репрессированы в сталинские годы. Бабушка отсидела в ссылках и лагерях почти 22 года и была реабилитирована. Дедушка был расстрелян в 1937 году. И я, особенно сейчас, очень много читаю о репрессиях в сталинские времена. У меня однозначное отношение к той эпохе и, в частности, к Сталину.
Говоря о биографии Леонида Оболенского, что таких историй среди известных людей нашей культуры много. Например, Иннокентий Михайлович Смоктуновский в том числе, воевал, попал в плен, бежал. И в определённые годы скрывался от преследования, потому что понимал: ему грозит очередное заключение, мытарства и даже расстрел за то, что он был в плену у немцев, хотя и сбежал. Поэтому Иннокентий Михайлович уехал в Норильск, комментируя это тем, что дальше Норильска уже не пошлют. Там он встретился и познакомился с еще одним замечательным нашим актёром Георгием Жжёновым. Они потом снимались в фильме «Берегись автомобиля».
И Леонид Оболенский попадает в эту же категорию людей, которые стали жертвами репрессий. Более того, его аристократическое происхождение всегда вменялось ему в вину. Вся его жизнь состояла из выживания, он на всех этапах своей жизни подвергался гонениям – и за своё происхождение, и в сталинскую эпоху. При этом он воевал, преподавал, внёс огромную лепту в культуру нашего кинематографа, театра, в педагогику.
Леонид Оболенский тоже был реабилитирован. Что такое реабилитация – снятие с человека обвинений. И когда сейчас кто-то хочет зачеркнуть официальные документы о его реабилитации, об отсутствии вины за ним, и создает какую-то новую мифологию – это, по меньшей мере, грешно. И это, я уверена, временное явление. Тайное всегда становится явным. И очень печалит меня невежество людей, у которых отсутствует желание знать истину, покопаться в материалах, почитать о человеке. Вместо этого, по незнанию своему, они поддерживают нечистоплотные, ложные высказывания тех, кто клевещет.
Справедливо сказал один современный философ и историк о том, что те, кто отдавали распоряжения арестовывать, кто обвинял и судил, а потом отсылал в лагеря, расстреливал людей, которые впоследствии были реабилитированы за отсутствием состава преступления, – никоим образом не понесли наказания, как и руководитель страны, при котором всё это делалось, кем всё это инспирировалось и осуществлялось. Такая простая мысль! Ведь это действительно так. Одни погибли или отсидели в лагерях, не являясь преступниками. А те, кто их туда посадил или кто отдавал приказания расстреливать, не наказаны!
Если говорить о его мемориальном музее, о центре его имени, то в конечном итоге страдает город, в котором бездумно оскверняют память очень достойного, редкого человека – Леонида Оболенского. Такой биографии, как у Леонида Леонидовича, пойти поискать. На его долю выпали сложнейшие времена, ведь Оболенский фактически свидетель ХХ века. Он прожил эти времена вместе со своей страной, оставил учеников, оставил киноленты. И люди, которые пытаются упростить сложную жизнь человека до выводов – белый или чёрный – по большому счету, просто вредители.
А известный театральный критик Екатерина Дмитриевская, которая не раз бывала в Челябинске на различных театральных фестивалях, после прочтения статьи написала коротко : «Оклеветан дважды. Какая горькая судьба!»
Остается напомнить, десять лет назад, когда Кинообразовательный центр имени Леонида Оболенского был признан муниципальным учреждением культуры, известные российские артисты прислали письма благодарности в адрес Законодательного собрания Челябинской области и администрации города. Это письмо было подписано ушедшим совсем недавно народным артистом СССР Алексеем Баталовым, народными артистами СССР Татьяной Лиозновой и Эльдаром Рязановым, которых тоже уже нет с нами; Арменом Джигарханяном, Верой Васильевой, Владимиром Этушем и другими.
Интересно, что гонители Леонида Оболенского утверждают, будто кинематографисты не подавали руки этому «предателю». Имён гонителей мы не знаем, они предпочитают себя не афишировать. А вот имена тех, кто не только руку подавал народному артисту России Леониду Оболенскому, но считал счастьем работать с ним, дружить, говорить, советоваться, известны абсолютно всем.
Сайт 74.ru продолжает следить за событиями вокруг мемориального музея-квартиры народного артиста России Леонида Оболенского.
Фото: Киноцентр имени Оболенского