Город интервью «Даже ларьки с шаурмой можно сделать хорошо»: главный художник Челябинска рассказала, как изменится город

«Даже ларьки с шаурмой можно сделать хорошо»: главный художник Челябинска рассказала, как изменится город

Остановки, киоски и автомойки перестанут портить облик города.

Главный художник займётся рекламой, киосками и фасадами домов на гостевых маршрутах

Совсем скоро Челябинск должен обрести новое лицо и увеличить свою привлекательность. В областном центре планируют масштабное преображение центральных и других знаковых улиц. Остановки, киоски и автомойки перестанут портить облик города, напротив, их постараются органично вписать в его архитектуру. В будущее преображённого Челябинска 74.ru заглянул вместе с главным художником комитета архитектуры и градостроительства Екатериной Силиной.

– Екатерина Николаевна, в июне было громко заявлено, что в Челябинске появится главный художник города, которому предстоит навести порядок на гостевых маршрутах и повысить привлекательность столицы Южного Урала. Эта миссия выпала вам?

– Создание должности главного художника города долго обсуждалось, но по факту сейчас она называется по-другому. Я по-прежнему осталась начальником отдела архитектуры и дизайна комитета архитектуры и градостроительства, и добавилось замечание «главный художник комитета».

Челябинск попробуют сделать привлекательным не только для инвесторов, но и его жителей

Город пытается выйти на новый уровень. В Челябинск привлекают различные мероприятия, в том числе международного уровня. Такого рода события повышают имидж города, он становится интересен инвесторам и жителям. Я думаю, что ко мне будут увеличены требования, связанные с пространством города, с его комфортностью.

– Уже обозначены ближайшие задачи?

– Да, конечно. Но они не связаны напрямую с тем, что появилась должность главного художника. Они были перед нами поставлены года полтора назад в связи с подготовкой города к ряду международных мероприятий, и мы их планомерно решаем. Связаны они с благоустройством, рекламой, вывесками, остановками, киосками и другими нестационарными объектами.

– А какие конкретно изменения произойдут?

– Например, на гостевых маршрутах возле остановок не будет отдельно стоящих киосков. Там можно будет ставить только торгово-остановочные комплексы. Но мы не будем рубить с плеча и сразу ликвидировать киоски с этих улиц. Те, кто сейчас работают законно, спокойно достоят до окончания срока аренды.

– Новые остановки с киосками будут типовые? Как их оформят?

– Планируется сделать их типовыми, потому что унификация подобных объектов способствует гармонизации городского пространства, делая его более лаконичным и понятным для восприятия. Сейчас, когда у нас в пределах одной остановки стоит десяток объектов и все они друг от друга отличаются, естественно, это привлекает внимание горожан. Причём негативное внимание.

Будет проведён конкурс на создание лучших типовых проектов временных нестационарных объектов, в том числе предназначенных для размещения на гостевых маршрутах.

Масштабное преображение ждёт и площадь Революции

– Своё лицо они при этом не потеряют?

– Это покажут итоги конкурса, который пройдёт до конца этого года. Естественно, мы надеемся, что они будут интересные, современные и будут украшать город. Ведь даже ларьки с шаурмой можно сделать хорошо. (Смеётся.)

По большому счёту горожанам не интересно, какое именно частное предприятие размещается в том или ином киоске. Городское пространство становится более чистым и лаконичным, когда такие небольшие объекты как-то унифицированы и не забирают на себя очень много внимания.

– Когда типовые остановки и киоски вытеснят существующие?

– Все объекты, которые сейчас размещены на гостевых маршрутах в законном порядке, будут там существовать до окончания срока договора, который заключается на четыре года и 11 месяцев. Мы рассчитываем, что изменения в лучшую сторону произойдут к 2020 году.

Плюс у нас идет параллельная история с остановками, где не будет торговли. Их также установят на гостевых маршрутах.

Очень интересные планы есть по Кировке. Там вместо разноформатных частных ларьков собираются поставить десяток современных муниципальных киосков из тёмного стекла, чтобы не нарушать исторический облик улицы. Ожидается, что первый такой киоск появится до конца этого года.

По Кировке много планов и много предложений. Работа по ней ведется давно. В конце года появится итоговая концепция, которая будет определять размещение вывесок, рекламы и временных нестационарных объектов. Будем приводить улицу к стилистическому единству.

– В Челябинске провели ревизию рекламы. Ту, которая портит облик города, пообещали убрать. О какой рекламе идёт речь?

– В этой сфере есть достаточно серьёзное недопонимание. Существует две совершенно разные формы: информация и реклама. И если последняя ещё хоть как-то урегулирована, то с информационными конструкциями пока остаются большие проблемы.

По закону «О защите прав потребителей», размещать информацию нужно обязательно. Очень многие предприниматели на этом нюансе играют: размещают огромный баннер, который закрывает здание, включая все окна, детали фасада, при этом они пишут на нем только название магазина и говорят, что это их вывеска. Да, формально это так, но по сути является рекламой.

И получается печальная история. Управление наружной рекламы и информации не может привлечь собственника этой конструкции к ответственности за незаконное размещение рекламы. Число таких баннеров растёт, что сильно портит облик города.

Информационные конструкции на домах будут размещать по-новому

– Может быть, тоже тогда какие-то типовые вывески придумать. Чтобы они были унифицированы под конкретные здания и соответствовали их архитектуре и стилю?

– Типовые вывески придумать не получится – это всё-таки отличительные знаки организаций, но систематизировать размещение вывесок на фасадах, увязать их с архитектурой того или иного здания необходимо. На это, в числе прочего, нацелены наши концепции гостевых маршрутов. Их разработка идёт по аналогии с московской практикой. На гостевых маршрутах планируем проработать непосредственно каждый дом, после чего определить, где с точки зрения архитектуры корректно или некорректно размещать рекламу и информацию. Эти концепции нам ещё предстоит утверждать, чтобы они имели законную силу, и в своей работе мы могли на них ссылаться.

– Сейчас с вами вывески согласовывают?

– Эскиз вывески согласовывается с нашим комитетом, после чего автоматически ставится на учёт в управлении рекламы. Но контроль за размещением вывесок никак не регламентируется законодательно, ответственность также не прописана, поэтому далеко не все предприниматели знают, что вывеску нужно согласовывать. А те, кто знают, не всегда считают нужным это делать, потому что нет ответственности.

– Скандально известные вывески «Красное&Белое» тоже не согласовывали?

– «Красное&Белое» гремит уже давно со своими вывесками. У нас не было ни одного обращения по их согласованию. Они у нас хронические нарушители.

– Неужели на них нельзя никак воздействовать, ведь столько жалоб от горожан поступает.

– Можно. В случае «Красное&Белое» даже не вывески получаются, а самая настоящая отделка фасадов. В таких случаях действуем немножко по-другому и пытаемся привлечь к ответственности за нарушение правил содержания, ремонта и реставрации фасадов, которые запрещают фрагментарную отделку фасадов зданий и сооружений. Но цепочка привлечения к ответственности долгая.

По мнению Екатерины, реклама не должна загораживать дома и зелень

– 74.ru недавно сделал интересный проект и показал, как могут выглядеть улицы Челябинска без рекламы. Получился такой зелёный город с красивыми домами. Правда, вышло немного пустынно и непривычно. Какая история вам ближе? Где есть реклама, где её нет, или нужно искать какой-то баланс?

– Хотелось бы, конечно, достичь баланса. Но мне кажется, что мы должны отталкиваться всё-таки от чистой картинки, на которой видно город, здания и зелень. Беда рекламы не в том, что она плоха сама по себе, а в том, что её достаточно хаотично размещают, и получается диссонанс. У нас так исторически сложилось, что место для рекламы выбирает сам заявитель, а мы только смотрим, можно её там поставить или нет. Размещение рекламы должно быть основано на понимании того, каким мы хотим видеть в перспективе тот или иной фрагмент города. В идеале это должно быть системное планирование.

– Что вы будете делать с обилием рекламы на гостевых маршрутах? Будете уменьшать её количество?

– Сейчас запрещено только размещать баннерные полотна на домах, и, по сути, всё. У нас есть задача установить требования к размещению рекламы на гостевых маршрутах, но эти планы очень сильно не приветствует рекламное сообщество. Здесь самая напряжённая работа.

– Челябинский урбанист Лев Владов вместе с 74.ru инспектирует городские улицы и даёт советы, как их сделать лучше. Вы следите за этим проектом и вообще часто ли прислушиваетесь к мнению обычных горожан?

– У меня двойственное отношение к подобным проектам. Хорошо, что это привлекает внимание к нашим проблемам. Но очень часто оценка ситуации даётся без понимания причин, вследствие которых такая ситуация сложилась. Я сейчас говорю даже не конкретно про ваш проект. Например, к нам поступают жалобы, где люди высказывают недовольство по какому-либо вопросу. И часто в таких обращениях идёт подтекст, что это следствие чьей-то халатности или равнодушия.

Екатерина надеется, что Челябинск удастся изменить в лучшую сторону

Люди думают: это же очевидно, что нужно поменять. У меня тоже было так, когда я пришла сюда работать. Было такое ощущение, что я точно знаю, как надо, а потом, когда я погрузилась в суть дел, начала понимать, что многое зависит от подводных камней нашего законодательства.

Мы точно так же переживаем за город и думаем, что он очень сильно изменится, если получится внести в нормативные правовые акты города изменения, которые мы планируем.

– Большое внимание сегодня уделяется гостевым маршрутам, у отдалённых районов есть подобные перспективы?

– Первые изменения однозначно будут касаться только гостевых маршрутов. Нужно делать всё аккуратно, поскольку идет взаимосвязь с интересами предпринимателей и бюджетными средствами. Глобальные изменения проводить сразу во всём городе нельзя, вдруг окажется, что чего-то не предусмотрели. Тогда мы столкнемся с колоссальными последствиями. Проведём апробацию и будем двигаться дальше.

В Челябинске утвердили 27 гостевых маршрутов

Кстати, у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.

Фото: Олег Каргаполов

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
136
ТОП 5
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Рекомендуем
Объявления