Эвакуировать автомобиль на штрафстоянку в Челябинске могут не только с проезжей части, но и из дворов. Об одном из таких прецедентов мы сообщали на прошлой неделе. Напомним, женщина оставила автомобиль на тротуаре около дома №21 на улице Двинской, за что его отправили на штрафстоянку. 74.ru разбирался, кто инициирует эвакуацию из дворов, законна ли она и как, наконец, оставить машину, чтобы её не увезли.
Эвакуация из двора — это возможно?
Зоны принудительной эвакуации в Челябинске обычно отмечены зелёными аншлагами с указанием телефонов горячей линии ГИБДД. И увозят чаще всего автомобили, припаркованные в зоне действия знака «Остановка запрещена» или на местах для инвалидов.
Дворы считаются местом относительно безопасным, но что говорит закон?
— Эвакуация с дворовых территорий возможна и законна, — объясняет автоэксперт Юрий Панченко. — В частности, есть решение Верховного суда АКПИ 12-205 (от 17.04.2012), где указано, что на прилегающих территориях могут располагаться элементы улично-дорожной сети (проезжая часть, тротуар и прочее), совокупность которых представляет дорогу согласно определению в пункте 1.2 ПДД.
— В основном ГИБДД города работает в очагах аварийности, но если поступает жалоба от жильцов, мы можем эвакуировать автомобиль, стоящий на тротуаре, — сообщил начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Челябинска Андрей Шерстобитов. — Статья 27.13 КоАП определяет нарушения, за которые предусмотрена эвакуация. В списке есть нарушения по части 3 статьи 12.19 КоАП, которая наказывает в том числе остановку и стоянку на тротуаре.
Таким образом, парковка в жилых зонах и дворах не даёт полного иммунитета от эвакуации.
За что могут увезти?
В первую очередь, запрещена остановка на тротуаре, хотя проезд по нему в отдельных случаях допустим.
— Движение по тротуару разрешается только для въезда на стоянку, обозначенную знаком «Парковка» с одной из табличек «Способ постановки на стоянку». Но если вы въехали на тротуар для стоянки без соответствующих знаков, имеют место два правонарушения — движение и стоянка на тротуаре. Штрафы — 2000 рублей (ч. 2, ст. 12.15 КоАП) и 1000 рублей (ч. 3, ст. 12.19 КоАП). За стоянку на тротуаре предусмотрено задержание автомобиля, и если в былые времена это было возможно, только если автомобиль мешал проходу, то теперь — в любом случае, — рассказывает Юрий Панченко.
Под эвакуацию попадают автомобили, так или иначе мешающие проезду других автомобилей, и не только в явном виде, как на фото выше. Эвакуацию могут применить и к автомобилям, которые оставляют менее трёх метров до края проезжей части — это расстояние необходимо для проезда транспорта. Но есть нюанс:
— Если расстояние менее трёх метров образовалось между двумя запаркованными автомобилями, вычислить виновника правонарушения как правило нельзя, — подчеркивает Юрий Панченко. — А задержание автомобиля без установления факта нарушения ПДД его водителем невозможно.
Он указывает, что проблемной зоной является территория около мусорных баков, запирать которую нельзя, несмотря на отсутствие знаков. Напомним, что в числе прочего пункт 12.4 ПДД запрещает остановку в местах, где транспортное средство сделает невозможным движение других машин, в данном случае, мусоровоза. Эвакуация таких автомобилей также законна.
Как отличить тротуар
Правила дорожного движения определяют тротуар весьма размыто. Им считается элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, примыкающий к проезжей части или отделённый газоном.
В Челябинске распространены участки придомовых территорий, которые по внешним признакам напоминают тротуары, но имеют заезды, в районе которых бордюрный камень или отсутствует, или установлен практически вровень с проездами.
— Если зона, похожая на тротуар, находится на одном уровне с проезжей частью, и организаторы дорожного движения хотят отдать её целиком пешеходам, необходим знак 5.33 «Пешеходная зона», — говорит Юрий Панченко. — В остальном ответственность за организацию движения лежит на государстве, и если зона не обозначена как положено, водители вправе заезжать на неё.
И всё же мы не рекомендуем злоупотреблять парковкой в местах, похожих на тротуары. Распространены ситуации, когда въехать можно из-за отсутствия бордюров или их невидимости под снегом, но при этом бордюры подразумеваются, а по документам, которые будет рассматривать суд, зона является исключительно пешеходной. В этом случае оспорить штраф или эвакуацию будет как минимум хлопотно.
Парковка на газонах
Брошенные на газонах и детских площадках автомобили бесят жильцов не меньше тротуарных вредителей. Но с точки зрения закона зелёные насаждения и прочие элементы дворов не относятся к понятию дорога, и запрет стоянки на них регулируют другие законы.
— Есть сразу несколько нормативов, которые запрещают стоянку на газонах, — объясняет Юрий Панченко. — Все они относятся к федеральному законодательству, поэтому и наказания за подобные нарушения должны быть прописаны в КоАП. Но, к сожалению, их там нет, хотя сделать это нужно давно — в прошлом году вопрос уже поднимался, но благополучно заглох.
В начале 2017 года по инициативе заксобрания Свердловской области в Госудуму внесли законопроект, вводящий новую статью КоАП 8.23.1: согласно ей, за парковку на газоне предусмотрен штраф от 1000 до 5000 рублей. Позже законопроект перенаправили в правительство, но решение так и не принято. Основным камнем преткновения стал вопрос о том, кто должен контролировать запрет парковки на газонах: ГИБДД или участковые?
В Челябинске тем временем приняли поправки к местному закону об административных правонарушениях, которые предполагают штраф в 1000–3000 рублей за стоянку на газонах, тротуарах, озеленённых территориях, детских и спортивных площадках. В число нарушений включена и стоянка, мешающая вывозу коммунальных отходов. Причём для юридических лиц штрафы ещё больше — 10–30 тысяч рублей.
В пресс-службе Челябинской городской думы подтвердили, что законопроект одобрен и поправки действуют, а регулировать применение нового штрафа уполномочено управление по благоустройству администрации города.
Впрочем, такое решение является компромиссом. Юрий Панченко объясняет:
— Да, вас могут оштрафовать на 1000–3000 рублей по местному закону за стоянку на газоне, тротуаре или возле площадки для коммунальных отходов, но вы вправе оспорить сам местный закон, указав на его противоречие законодательству федерального уровня, а затем обжаловать и наложение штрафа. По такому пути пошёл Московский городской суд. Детских и спортивных площадок это не касается.
Наказать кого-либо по части 10 статьи 3 закона «Об административных правонарушениях в Челябинской области» нереально, считает эксперт. Дело в том, что каждое постановление по данному правонарушению должно содержать доказательства, что оно «не связанно с нарушением правил стоянки и остановки транспортных средств и не повлекло нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, установленных федеральным законодательством». Сделать это очень сложно, а ошибка в постановлении повлечёт его успешное обжалование с возможным взысканием морального ущерба из кармана чиновника, выписавшего штраф.
Эвакуировать автомобиль, стоящий на газоне, по нынешнему законодательству нельзя. Единственное полноценное решение проблемы – внесение поправок в КоАП, в том числе в статью 27.13 «Задержание транспортного средства».
Кто инициирует и осуществляет эвакуацию из дворов?
В Челябинске штрафной эвакуацией автотранспорта занимается ООО «Лидер Плюс». Заместитель директора компании Кирилл Сташков подтвердил, что эвакуаторы компании в том числе забирают автомобили от придомовых территорий, но инициатива исходит от надзорных органов: ООО «Лидер Плюс» — лишь исполнитель.
В администрации Челябинска нам объяснили, что не занимаются вопросами принудительной эвакуации.
Если речь об улично-дорожной сети города, проще говоря, о «полноценных дорогах», то инициатором эвакуации выступает ГИБДД: сотрудники инспекции выявляют нарушение и оформляют необходимые документы. От работы на дворовых территориях сотрудники ГИБДД, как правило, отказываются, что не вполне законно. Обращаться с жалобами нужно к участковым — они могут установить факт нарушения и организовать эвакуацию, например, если автомобиль заблокировал выезд.
Правда, такие случаи носят единичный характер: скажем, участковые отказались эвакуировать Mazda, которая намеренно перегораживала другие автомобили, порекомендовав автомобилистам «договариваться самостоятельно».
Поддерживаете ли вы жесткие меры в отношении тех, кто нарушает ПДД и правила благоустройства во дворах?
Фото: Артем Краснов