RU74
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Челябинске
Погода-1°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -6

5 м/c,

зап.

742мм 74%
Подробнее
3 Пробки
USD 102,34
EUR 106,54
Город Авто истории Профессия – штурман: как челябинец получил работу на миллион через резюме

Профессия – штурман: как челябинец получил работу на миллион через резюме

Хобби Ярослава Фёдорова превратилось в профессию.

Ярослав Федоров — дипломированный педиатр из Челябинска — пытает счастье в работе, которую можно выбрать лишь сгоряча. Его хобби превратилось в профессию раллийного штурмана, и, следуя невероятной мечте, Ярослав стал мастером спорта международного класса и дошел до Чемпионата Европы по ралли (ERC), откуда уже видны подножья WRC.

Ярослав (слева) выступает в экипаже с пилотом Николаем Грязиным — сыном чемпиона России по ралли Станислава Грязина, который является тренером и инженером ребят.
Источник:

Трудовые будни раллистов Ярослав описывает примерно так:

— Во время ралли в Греции мы ехали по перегону в гражданском режиме, когда в одном повороте Коле показалось, что Skoda начала избыточно скользить. Мы заподозрили медленный прокол, остановились, и тут стало ясно, что задняя часть машины пылает: на торможении огонь буквально хлынул в салон. Мы спешно выбрались и потом со слезами на глазах смотрели, как горят 250 тысяч евро. Оказалось, заклинило клапан вентиляции бензобака, на греческой жаре его раздуло, и бак перетерся о приводной вал. Потушить практически невозможно — машину списали.

Вот так горит машина ценой 17 млн рублей
Источник:

И на подобные инциденты со временем реагируешь все менее остро, говорит Ярослав. То, что в нормальных условиях выглядит трагедией, здесь представляется как еще одна ситуация, с которой нужно справиться.

Источник:

Сезон 2017 года был первым для экипажа Грязин/Федоров в Чемпионате Европы по ралли в абсолютном зачете (в 2016 ребята выступали на моноприводе), поэтому не обошлось без серьезных аварий. В Польше на скоростном участке Skoda Fabia R5 вылетела, перевернулась и приземлилась на обочине, экипаж выставил знак аварийной остановки за 200 метров, и тем не менее следующий за ними Ford умудрился «затоталить» Fabia, а Ярослав, убегая, вывихнул лодыжку.

Ралли - один из самых эффектных, непредсказуемых и опасных видов автоспорта
Источник:

— Я внутренне переживаю подобные случаи, — говорит он, — но внешне могу казаться спокойным. Коля — он более эмоциональный, ему часто кажется, что я спокоен, потому что недостаточно забочусь о результате (Смеется.). Я ему объясняю, что если я начну впадать в истерики по каждому инциденту, делу это не поможет, но на моей работе скажется.

Кстати, о работе. Со стороны профессия раллийного штурмана кажется столь же беззаботной, как у автомобильного журналиста. Ты ездишь по разным странам, катаешься на быстрых машинах, тебя показывают по телевизору и платят зарплату.

В этом году экипаж Грязина и Федорова одержал первую победу в абсолютном зачете европейского чемпионата по ралли

— На дальние этапы мы прилетаем заранее, чтобы пройти акклиматизацию, — говорит Ярослав. — Иногда у нас есть день, чтобы провести какую-то культурную программу. Затем начинается работа и времени остается лишь поспать, но очень мало. В день ознакомления мы встаем примерно в семь утра и затем до девяти вечера «пишем» трассу, обедаем иногда в машине тем, что взяли с собой. Два гоночных дня — это тоже ранние подъемы и отбой за полночь.

Но меня больше поразило даже не это. Казалось бы, гонка должна быть апогеем уик-энда, чем-то вроде экзамена, после которого можно расслабиться и выпить. Но нет: у Ярослава и Коли есть «афтепати», но суть его в следующем: пока у Коли свежи воспоминания о трассе, они снова проезжают все спецучастки и анализируют каждый поворот, чтобы понять, где можно было проехать лучше или точнее записать стенограмму.

Основная работа штурмана начинается во время прописывания трассы, в результате чего получается черновая стенограмма. Вечером Ярослав с помощью «ручки-стирашки» превращает ее в чистовой вариант, и результат показан на фото снизу. Редактирование занимает примерно четыре часа.

Слева рабочий вариант стенограммы, сделанный специальной ручкой, которую легко стереть. Справа — переписанный за ночь чистовик. Ошибка в единственной цифре равноценна серьезной аварии.
Источник:

— Систем записи стенограммы много, и экипажи используют разные варианты, — говорит Ярослав. — Была, например, советская школа, где цифрами обозначали угол поворота, и он, по сути, совпадал с циферблатом часов (4 — это поворот на 90 градусов и т.д.). Когда я выступал с Алексеем Игнатовым, каждая цифра означала какое-то действие пилота (грубо говоря, ехать без сброса газа или переключаться на передачу вниз или тормозить левой ногой). С Колей мы ездим по более сложной стенограмме, которую разработал его отец, чемпион России по ралли Станислав Грязин. Отправной точкой здесь является дуга, по которой движется в повороте автомобиль (по сути, насколько необходимо повернуть руль автомобиля) — поэтому для удобства руль в нашем автомобиле ознакомления имеет цветные метки, которые позволяют ориентироваться во время прописывания стенограммы. Помимо этого в каждом повороте мы добавляем разные нюансы, например, «чуть длинный», «закрытый», «не резать», «ретардер» и так далее. Также очень важно задать положение автомобиля на трамплине: «чуть левее», «ровно» и т.д. К работе с такой стенограммой сложнее привыкнуть, но в конечном итоге она позволяет ехать максимально быстро.

Это не изолента на руле «разведывательного» VW Golf — метки вшиты в кожу руля. Каждой соответствует определенная крутизна поворота.
Источник:

И, конечно, проблемой является жесткий график и постоянный психологический прессинг. Помимо гонок Чемпионата Европы экипаж Грязин/Федоров ехал гонки в национальных европейских соревнованиях, чтобы получить опыт и накат. Поэтому в Челябинск Ярослав приезжает изредка и проводит здесь дней пять-шесть, чтобы снова лететь на тесты или гонку.

— Вообще в нашей команде, SRT, есть правило — мы не берем на этап женщин, потому что считается, что женщины отвлекают. Я приглашал свою супругу Марину на две гонки, в одной у нас сгорела машина, в другой мы жестко убрались, в общем, у всех было впечатление, что делать этого больше не стоит. Но она приехала на заключительный этап в Латвии, причем не в качестве зрителя — она провела время вместе с командой и увидела мою работу изнутри. Увидела, как несколько дней подряд мы проводим по 18 часов на ногах, как я по ночам правлю стенограмму, как мы готовимся к гонке, саму гонку. Мне это было важно, потому что до этого, как и все, она считала, что муж уезжает смотреть на европейских телочек (Смеется.).

Приятно возвращаться в Россию победителем!
Источник:

К слову, заключительный этап чемпионата Европы по ралли экипаж Федорова и Грязина выиграл в абсолютном зачете! Победу они отстояли в красивой борьбе с Калле Рованперой, сыном известного раллиста Харри Рованперы. В невероятно сложных условиях после ночного ливня наш экипаж сумел подытожить весь прогресс, достигнутый в первом сезоне на европейском уровне.

— Ехали по соплям, — констатирует Ярослав. — Не помню такого г... на трассе.

Иногда до победы не хватало совсем чуть-чуть. Но под конец сезона злой рок удалось победить
Источник:

Говоря о сезоне вообще, Ярослав считает, что закончить его удалось на высокой ноте.

— В этом году были ошибки и проблемы, мы анализировали и разбирали каждую: хороший знак, что не было какой-то системной проблемы, когда наступаешь на одни и те же грабли дважды. И под конец сезона был ощутимый прогресс: мы победили в Латвии, а на ралли Сарремаа приехали вторыми.

Бывало, SKODA Fabia R5 финишировала вот в таком виде, но при любом раскладе экипаж сражался до конца
Источник:

Причем по факту их можно считать победителями престижной гонки в Эстонии, потому что занявший первое место пилот мирового чемпионата Отт Тянак выступал на заведомо более быстрой машине категории WRC — проще говоря, в другой весовой категории.

Источник:

Успехи российского экипажа не остались без внимания, и организаторы европейского чемпионата по ралли предложили на следующий год более выгодные условия с точки зрения медийного освещения — а это верный признак того, что на экипаж делают ставку.

Ралли Кипра - невероятные ландшафты и толстенный слой пыли
Источник:

— Нам нужно работать над стабильностью, не теряя в скорости, — рассуждает Ярослав. — Но этот сезон был очень сложный: у каждой страны — свои дороги, у каждой дороги — свой характер. На Кипре едешь по толстенному слою пыли, который больше похож на снег, на Азорах — по вулкану, где каждый спецучасток не похож на предыдущий. Такие трассы невозможно отрепетировать, к тому же, волнение всегда выше, когда выступаешь на уровне Чемпионата Европы. Мы приезжаем на некоторые гонки национального уровня в Европу и, не встречая особой конкуренции, побеждаем в одни ворота, но на этапе чемпионата Европы сказывается прессинг.

В ралли очень важно взаимопонимание членов экипажа: хороший тандем должен закалиться в череде побед и разочарований
Источник:

Ралли — довольно любопытный вид спорта с точки зрения психологии, поскольку экипаж состоит из двух людей, которые в полном смысле слова доверяют друг другу жизни.

— По большому счету, я провожу с Колей больше времени, чем со своей семьей, — говорит Ярослав. — Есть разные типы штурманов, есть «профессионалы», которые садятся к любому пилоту и просто делают свою работу, потом собирают вещи и уезжают. Я не могут так. Мне не без разницы с каким пилотом ездить: во-первых, я ему должен доверять, во-вторых, мы должны быть на одной волне.

Команда SRT базируется в Латвии. Ралли в Прибалтике вообще очень развито благодаря близости к Европе. А еще гоняться здесь разрешено с 14 лет, то есть не имея водительских прав — такого рая нет нигде в Европе! Не удивительно, что прибалтийские этапы привлекают молодых пилотов, например, Оливера Сольберга — сына знаменитого раллиста, который выступает за SRT.
Источник:

Николаю Грязину исполнилось 20 лет, Ярослав на десять с лишним лет старше. Но они нашли общий язык, и Ярослав отмечает, что за несколько сезонов никогда не было серьезного конфликта.

— Коле, конечно, приходится непросто: его отец — тренер, и это оказывает давление, во-вторых, чем выше поднимаешься, тем острее начинаешь переживать отдельные неудачи, и я думаю, что мне удается оказывать поддержку.

Ярослав получил работу раллийного штурмана, отправив резюме
Источник:

Я, кстати, как-то по умолчанию считал, что Ярослав знал своего работодателя — Станислава Грязина — давно и поэтому сумел получить работу мечты. Оказалось, все не совсем так:

— Да нет, я устроился раллийным штурманом примерно также, как люди устраиваются бухгалтерами, то есть отправив резюме. Я увидел объявление о поиске молодого штурмана командой, и прислал Станиславу мои данные. Все случилось не сразу: первый раз мы встретились года через полтора, нас просто познакомили. Какое-то время Станислав следил за моими выступлениями, и потом уже мы сели в кафе и обсудили детали. Изначально он искал штурмана для брата Коли, Василия, а Коля тогда ездил в кольцевых гонках. Но потом Коля решил попробовать себя в ралли, мы с ним поехали и начало получаться — так сложился наш экипаж.

Поросенок Porky — символ экипажей, в которых ездит Ярослав. Сам Ярик уверен, что попал в SRT благодаря ему. «Они видели онборды с Porky, и когда дошло до выбора штурмана, Коля сказал: давайте попробуем того… ну который со свиньей».
Источник:

Какой видится Ярославу их конечная цель?

— Целью является контракт с заводской командой мирового чемпионата по ралли WRC, и я думаю, эта цель достижима. У нас есть скорость и есть прогресс, но нам нужно улучшиться в ряде компонентов, стать стабильнее. У нас сейчас два режима: полная атака или совсем аккуратно, нужно искать что-то среднее, уметь ездить на 80%, когда это нужно. Я думаю, некоторые команды WRC уже взяли нас на заметку, но конкуренция здесь очень большая. Вероятно, нам нужен менеджер — и мы видим на примере других экипажей, насколько он значим. Долгое время нами занимался сам Станислав Грязин, но недавно он нам сказал: все, ребята, я вас довел до определенного уровня, что дальше — я не знаю сам. Поэтому, думаю, начинается интересная глава, и ближайшая цель — быть приглашенными на тесты или на гонку с заводской командой WRC.

Фото: Лина Арнаутова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
101
ТОП 5
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
Придавило платформой. Гигапроект нового российского автомобиля подорожал вдвое за месяц
Анонимное мнение
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Рекомендуем
Объявления