«Опять залили реагентами», — так челябинцы комментируют противогололёдную обработку улиц. Отсутствие сильных снегопадов и грязь после растопки льда создали реагентам дурной имидж, и мы решили отправиться в самую, так сказать, «обитель зла», чтобы узнать, чем именно посыпают дороги Челябинска и можно ли этого избежать. Репортаж из цехов АО «Южуралмост» — на сайте 74.ru.
Серый снег, белый лёд
Сопровождающий пробует белый порошок на вкус.
— И вы попробуйте, — советует он, протягивая неровные белые гранулы. — Это обычная каменная соль грубого помола из Соль-Илецка, которую используют и для посыпки дорог, и для засолки огурцов.
В этом году Челябинск перешёл с песко-соляной смеси к менее пыльному способу противогололёдной обработки. Натрий-хлор, или поваренная соль, отличается неплохой способностью растапливать лёд и, что важно, предотвращать его образование.
— Противогололёдные средства используются во всём мире, — объясняет директор по строительству и эксплуатации городских автомобильных дорог АО «Южуралмост» Алексей Струговец. — Многие считают, что небольшое количество снега можно оставить на проезжей части, но снег в отличие от каменной крошки или пыли не разметается к обочинам — он сразу же образует накат. Этот накат, во-первых, крайне сложно отскрести механическим способом, а главное, появляется он в наиболее опасных местах, например, перед перекрёстками. Поэтому противогололёдная обработка обязательна.
Но всё-таки почему в нас укоренён миф, будто дороги поливают «какой-то дрянью»? Соль в самом деле смачивают 22-процентным раствором кальций-хлора — ещё одного противогололёдного компонента, который тоже можно съесть (в разумных количествах). Он используется в кулинарии и медицине, а на упаковках продуктов обозначается индексом E509.
Кальций-хлор сам по себе хорошо топит снег, и одно время его растворы применяли в России в чистом виде, пока не стал очевидным главный минус: низкое сцепление намоченной дороги и большое время высыхания. Поэтому в Челябинске небольшая добавка кальций-хлора служит иной цели: смоченная раствором соль хорошо прилипает к поверхности и не разносится к краям дороги, что позволяет топить лёд равномерно по ширине проезжей части.
Смочить и посыпать
Для «удобрения» дорог противогололёдными реагентами используют комбинированные дорожные машины, которые летом ездят с цистернами воды, а на зиму переоборудованы под работу с противогололёдным коктейлем.
В центральной части кузова есть отсек, вмещающий примерно 17 тонн соли. При расходе около 50-100 г/кв.м такого количества хватает на 340-700 тысяч квадратных метров, что при ширине полосы в три метра эквивалентно 10-20 километрам дорог. То есть одного кузова хватит на один проезд по проспекту Победы.
Раствор кальций-хлора заливают в расположенные по бокам резервуары, а смешение происходит только перед разбрасыванием соли. Её «мечут» с помощью такого вот лопастного колеса.
Дорожные службы рапортуют о значительном снижении количества реагентов после перехода с песко-соляной смеси на чистую соль. Теоретически это должно снизить количество пыли ближе к весне, хотя понятно, что её источником являются не только противогололёдные смеси.
В любом случае расход 50-100 г/кв. м — это больше принятых в Европе норм, например, во многих странах после предварительной очистки снега улицы обрабатывают солью в пределах 25 г/кв. м.
— В России противогололёдная обработка является лишь одним из этапов очистки улиц, — уточняет Алексей Струговец. — Например, идет снег, мы обрабатываем улицы, чтобы исключить образование наката, а после окончания снегопада выпускаем снегоуборочные машины, чтобы очистить улицы механически. Но если бы не было противогололёдной обработки, соскрести накат было бы сложнее, кроме того, при этом портился бы асфальт.
Справедливости ради надо сказать, что в промежутке между двумя последними снегопадами основные дороги Челябинска действительно были чистыми и без наката. Пик возмущения наших читателей пришёлся на период осадков: улицы стали слишком грязными, машины и обувь — слишком солеными.
Идеального средства для очистки улиц пока не придумали: механическая уборка хороша всем, но требует времени и препятствует движению машин. Посыпание крошкой провоцирует пыльность. Соль ест кузова машин и души эстетов. Видимо, рецепт идеальной уборки от снега — в умелом комбинировании разных способов.
Артём Краснов