Безотходное производство и переработка мусора – вопросы, которые мучают огромное число ученых и экологов по всему миру. В фантастических книгах и научных разработках полно идей о том, чтобы дать мусору вторую жизнь. Оказывается, будущее не так уж далеко – в Челябинске уже четверть века работает предприятие, занимающееся сбором и переработкой отходов, пластиковым бутылкам и старой одежде здесь дарят новую не менее полезную для общества жизнь. О том, во что превращаются бутылки, ящики, тряпки и прочий мусор, – в фоторепортаже 74.ru.
Предприятие «Втор-Ком», куда мы пришли в гости, ежемесячно перерабатывает 4,5 тысячи тонн мусора, производя около четырех квадратных километров нетканых материалов. Дочернее предприятие переработчика устанавливает (например, в Копейске) серые и зеленые контейнеры: в первые люди выбрасывают «влажный мусор» – пищевые отходы. В настоящее время их захоранивают на полигоне, но в дальнейшем предприятие планирует наладить производство удобрений – биокомпоста.
Из ящиков с «сухими» отходами на сортировочной станции отбираются пластиковые и стеклянные бутылки, алюминиевые банки, пластмассовые ящики, макулатура и ткань. Остальное остается на полигоне, в планах – производство альтернативного топлива. Опробовать на себе ноу-хау согласился цементный завод в Коркино.
Весь этот мусор мог бы столетиями лежать на свалке. На переработку нужно несколько часов
Предварительно отсортированная тара поступает на предприятие в брикетах
Еще один источник отходов для переработки – различные фирмы и организации. Совсем недавно мы рассказывали о работе проекта «Вещеворот», большая часть текстиля, собранная «Вещеворотом», поступает на «ВторКом». Напомним, экоактивисты поставили более десятка контейнеров для сбора ненужной одежды по всему Челябинску. Хорошая раздается нуждающимся и продается за символическую цену в благотворительном магазине, остальное (около 80%) отправляется на переработку.
Пластиковые бутылки и ткань здесь проходят полный цикл от сбора до полной переработки и продажи готовой продукции. Итак, как же это происходит?
На самом деле процесс переработки весьма бесхитростный. При нас в цех привезли новую партию бутылок. Прежде чем они обретут новую жизнь, их разделяют на две категории: белые и голубые, из которых получится белоснежный синтепон, и цветные для геотекстиля бежевого оттенка – здесь дело исключительно в цвете сырья.
Бутылки привозят из Челябинска и соседних городов
На предприятии признаются: в отличие от одежды бутылок, собранных в Челябинске, не хватает. Поэтому вторсырье принимается также из соседних городов.
В цеху постоянно стоит пар и очень влажно
Бутылки несколько раз промывают, поэтому зимой в цехах постоянно стоит пар. Чистая тара перемалывается до мелкой крошки, превращаясь в так называемые флейки (или как их называют здесь «хлопья») размером около двух сантиметров в диаметре.
В конвейере бутылки перемалываются в хлопья или флейки
Флейки из белых и голубых бутылок пойдут на изготовление синтепона
Благодаря легкоплавкости материала можно получить синтепон различного качества – для одежды или для мебели.
Синтепон из бутылок востребован у производителей спецодежды. Кстати, сами работники ходят в куртках, наполненных именно этим материалом. Пока большая часть крупных производителей одежды закупает сырье в Китае, однако и там чаще всего оно делается именно из вторсырья.
Этикетки и крышки перемалываются и отправляются на другие предприятия России, где из них сделают тротуарную плитку или крышки для колодцев.
– Геотекстиль применяется в дорожном строительстве в качестве прокладочного материала, чтобы слои не смешивались между собой и не появлялись ямы. Теплонит – два слоя, между которыми проложена пленка – используется для гидроизоляции на нефтехранилищах и даже в ландшафтном дизайне. Он служит более 100 лет, не распадаясь под воздействием ультрафиолета, он не гниет и не прогрызается грызунами, – рассказала директор «Втор-Ком» Дина Грибанова.
Геотекстиль, сделанный из цветных бутылок, будет использоваться при строительстве дорог
Геотекстиль из Челябинска используют такие гиганты как «Роснефть», «Газпромнефть», «ЛУКОЙЛ». Он использовался при строительстве трасс М-3 в Калужской области, М-11 от Москвы до Санкт-Петербурга. А вот челябинские дорожники пока не спешат покупать такой материал. Может попробовать?
Кстати, пластиковые бутылки везут в Челябинск и из соседних регионов. Нередко поступает бракованная тара и даже колбы, из которых она делается.
Далее переходим к переработке старой одежды. Все вещи сортируются, стираются, а также очищаются от манжет, пуговиц, замков и прочей фурнитуры. Мех для переработки не подходит.
Ткань отправляется в разрывную машину. Название у аппарата говорящее на все сто процентов. Здесь ткань разрывается на мелкие частицы или, как говорят на предприятии, разволокняется. Из полученной массы на иглопробивной установке формируется тканое полотно.
В зависимости от технологии обработки и качества сырья получается либо ватин, который используется при пошиве одежды или в качестве теплоизоляции, либо термовойлок. Последний применяется при пошиве матрасов, чтобы металлические пружины не создавали дискомфорта.
Бракованная продукция, а также обрезки кромки вновь отправляется на переработку.
В России термовойлок производит несколько небольших предприятий. В основном его импортируют из Турции и Китая.
Пластиковые ящики, алюминиевые банки и стеклотара здесь не перерабатываются, а передаются другим предприятиям. Макулатура возвращается сюда в виде картона, из которого делается гофрокартон.
К сожалению, при всем развитии технологий таких предприятий-переработчиков сегодня очень мало. По мнению Дины Грибановой, организовать раздельный сбор отходов несложно: достаточно поставить контейнеры для мусора как минимум двух видов и вывозить его разными машинами. Постепенно люди к этому привыкнут. Заинтересовать их можно не только идеей позаботиться о сохранении природы, но и рублем.
– Лучший мотиватор – деньги. Люди должны чувствовать, что при раздельном сборе их тариф в счетах уменьшается. Плюс уменьшение отходов. Достаточно поставить контейнеры разного цвета и организовать раздельный вывоз. Если не создавать условия, долго мы еще будем идти к раздельному сбору.
Фото: Фото Олега Каргаполова, видео Андрея Винникова, монтаж Марии Романовой