В Челябинске возобновилась зачистка дворов от автохлама, который эвакуируют на специальные штрафстоянки: здесь он отстаивается в течение года, прежде чем стать муниципальной собственностью. 74.ru посетил одно из таких «кладбищ» — на улице Автодорожной, 4 и узнал, какие машины рискуют оказаться здесь завтра.
Как добиться эвакуации
Процедуру эвакуации брошенных машин одобрила челябинская гордума весной прошлого года. Жалобы принимаются от жителей домов, чьи дворы портит забытая хозяевами техника. Написать заявление в свободной форме можно через интернет-приемную либо по почте: 454113, г. Челябинск, пл. Революции, 2.
Указывайте адрес и точное расположение брошенного автомобиля, его марку, госномер, цвет и состояние, а для удобства прилагайте фотографии. Главный критерий — разукомплектованность автомобиля, то есть отсутствие у него ряда компонентов: стёкол, дверей, колёс, а также глубокие следы ржавчины и тому подобного. Если машина стоит долгое время, но не имеет явных следов деградации, кроме спущенных колес, эвакуировать ее нельзя. В любом случае финальный вердикт выносят члены комиссии.
Анализирует жалобы комитет по управлению имуществом и земельными отношениями администрации Челябинска (КУИЗО), и предпочтение отдается автомобилям с очевидными признаками ветхости: битые, ржавые, сгоревшие.
После обработки жалобы на место выезжает комиссия из представителей КУИЗО. Специалисты убеждаются в плачевном состоянии автомобиля и оставляют предписание убрать его в месячный срок. Если видны госномер или VIN (идентификационный номер транспортного средства) автомобиля, уведомление также отправляют по адресу прописки владельца.
Если через месяц автомобиль не убрали и не привели в порядок, его грузят на эвакуатор в присутствии полиции и отвозят на штрафстоянку.
Хозяин эвакуированного автомобиля может узнать его судьбу в управлении ГИБДД Челябинской области по телефонам (351) 256-16-84, 251-03-21.
Счёт пошел на десятки
В прошлом году из-за длительных согласований процедуры первые автомобили эвакуировали только в конце августа. Зимой работы приостановили, но с наступлением весны возобновили. Всего за это время вывезли около трёх десятков машин. Но если первые полгода были «пристрелочными», то теперь в планах нарастить темпы и эвакуировать порядка 10 автомобилей в месяц.
— Главный смысл нашей работы даже не в том, чтобы увезти как можно больше машин, — рассказали 74.ru в КУИЗО. — Всё чаще мы только планируем забрать автомобиль, а человек уже сам вывез его или восстановил. Людям нужен импульс, чтобы собраться с силами и сдать автомобиль в металлолом или починить и подарить, например, сыну. Когда они видят уведомление о скорой эвакуации, начинают обрывать нам телефон и клясться, что увезут автомобиль в ближайшее время. И чаще всего так и происходит.
Две эвакуированные машины владельцы забрали уже со штрафстоянки, заплатив за пользование услугой немаленькие деньги. Так, в прошлом году хранение стоило порядка 7000 рублей в месяц (на этот сезон тарифы ещё не утверждены). Сумма специально сделана большой, чтобы у людей не было мотива хранить машину в безопасном месте на штрафстоянке, куда её доставили за счёт города. Помимо простоя владельцы оплачивают услуги перемещения. Таким образом, для автомобиля с остаточной ценой 50 тысяч рублей уже через четыре–шесть месяцев наступает точка невозврата, когда выкупать его со «штрафняка» просто невыгодно.
Если владелец не объявился через год, решением суда автомобиль переходит в муниципальную собственность. Наиболее вероятный сценарий — его последующая утилизация. Более-менее годных для восстановления машин на штрафстоянке почти нет: даже если техническое состояние допускает реанимацию, сплошь и рядом встречаются проблемы юридического характера.
Погорельцы и конструкторы
— Ты вон ту «одиннадцатую» сфотографируй, — советует мне сотрудник ГИБДД, который прибыл на штрафстоянку для определения VIN автомобилей, чтобы отправить владельцам последнее уведомление. — У неё основной VIN спилен, но остался тот, что в багажнике — судя по всему, это угнанный экземпляр, который увезли из Металлургического района.
Автомобилей с подозрительным прошлым на штрафстоянке много. У одного из трёх Renault есть признаки модификации VIN, у грузовичка KIA номеров нет вообще: вероятно, автомобиль ввезли в Россию в виде конструктора, говорят сотрудники полиции.
Lada с омскими номерами (регион 55) вообще остаётся загадкой. В прошлом году к одному из дилерских центров Челябинска её пригнал человек, который тут же купил в автосалоне дорогой внедорожник, бросив ВАЗ на парковке. Там она простояла долгие месяцы и была эвакуирована на штрафстоянку после жалобы сотрудников дилерского центра. Найти её владельца пока так и не удалось: судя по всему, машина ему уже не интересна.
Есть на стоянке битые и сгоревшие автомобили, несколько «Жигулей» и «Москвич-2141», за которыми уже вряд ли придут — их остаточная стоимость почти сравнялась с долгом их владельцев городу.
Разукомплектованные автомобили вызывают раздражение челябинцев: занимают парковочные места, мешают проезду, привлекают любопытных детей, а со временем превращаются в бомжатники.
«Подснежникам», которые бросили свой автомобиль на зиму во дворе, стоит оценить его состояние прямо сейчас: если за зиму его частично разобрали, он становится кандидатом на эвакуацию. Вне зоны риска — автомобили, стоящие на закрытых территориях, а также на охраняемых платных парковках. Но дворы, проезды, бесплатные стоянки и улицы — это общественные места, откуда автохлам эвакуируют весьма интенсивно.
Замечаете ли вы эффект от эвакуации автохлама?
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru
Фото: Артем Краснов