В челябинском Доме архитектора 11 октября в очередной раз представили проект часовни в сквере напротив Южно-Уральского госуниверситета, который на протяжении последних лет постоянно сопровождали скандалы. 74.ru проследил за публичными слушаниями, которые в итоге сорвались, в режиме онлайн. Аргументы за и против, жаркие дискуссии и судьба будущего храма — в нашем репортаже.
Публичные слушания по проекту часовни в границах улиц Сони Кривой, Тернопольской и проспекта Ленина начнутся в 13:30. Они инициированы приходом храма в честь Святой мученицы Татианы РПЦ. Слушания по проекту проводят уже в третий раз. До этого уточнялись границы и месторасположение будущей часовни. В октябре прошлого года проект планировки подписал глава города. Но в сентябре этого года в Доме архитектора вновь в экспозиции появился проект сквера напротив ЮУрГУ.
Тему строительства часовни в сквере напротив университета в соцсетях активно освещает челябинский урбанист Лев Владов. Он призывает людей прийти на публичные слушания и высказать своё мнение.
— Предлагаю руководству ЮУрГУ инвестировать в благоустройство среды рядом с вузом! Это сделает многих горожан счастливее, изменит привычки студентов и привлечёт абитуриентов из других регионов, — пишет он в сообществе «Челябинский урбанист». — Проблем очень много, но их можно решить. Были бы деньги. А деньги, как мы видим, есть. Делать людей счастливее — главная благодетель в жизни! Надеемся, руководство университета и администрация города смогут услышать горожан. Приходите на публичные слушания 11 октября в 13:30 в Дом архитектора, Ленина 41а. Как и ожидалось: студентов ЮУрГУ заставляют прийти на публичные слушания по строительству храма напротив главного корпуса.
По словам урбаниста, в соцсети он проводил опрос, в котором приняли участие четыре тысячи человек: 91% оказались против проекта, 9% — за.
За считаные часы до начала слушаний Лев Владов обнародовал новый пост:
— Появилась информация, что после моего ролика про принуждение студентов идти голосовать в ЮУрГУ включили заднюю и теперь наоборот запрещают студентам идти на слушания.
Хочу напомнить студентам, что никто не имеет права вам что-то запрещать. Публичные слушания — это инструмент выражения гражданской позиции.
Ни ректор, ни декан не могут запрещать вам ходить на слушания — это ваше конституционное право. Это не ваши начальники. Это соцработники, служащие по найму государства, живущие за счёт налогоплательщиков.
Хотите храм — идите на слушания.
Не хотите храм — идите на слушания.
Мы не боремся против храмов. Мы отстаиваем институт честных публичных слушаний.
Мы боремся против обмана, принуждения и хамства. Только так можно взрастить гражданское общество и выйти из моральной разрухи.
Будьте сильными и ничего не бойтесь. С Богом!
Около 20 человек стоят у стойки регистрации. У всех кроме фамилии, имени и адреса, спрашивают, по какому вопросу они пришли на собрание, передаёт из Дома архитектора корреспондент 74.ru. Все отвечают, что пришли слушателями по вопросу строительства часовни.
Проект планировки, где должно появиться религиозное сооружение, запрятан в дальний угол в Доме архитектора. Впрочем, из него слушателям мало что может стать понятным — чертёж очень мелкий. Сейчас эскиз забрала и унесла в зал проектировщик, которая представит его слушателям.
В Дом архитектора подошли секретарь челябинской епархии отец Игорь Шестаков в сопровождении ещё одного священнослужителя, они тоже проходят регистрацию.
Среди слушателей пожилые люди и молодёжь, вероятно, студенты ЮУрГУ, а также общественники, в частности, пришёл руководитель «Гражданского патруля» Семён Воронин.
Две женщины в платочках вполголоса обсуждают проект. Корреспондент 74.ru интересуется, по какому вопросу они пришли на слушания:
— Конечно, по строительству часовни. Знаем, что многие эту идею не поддерживают. Но ведь место, наоборот, выбрано очень удачно — рядом с университетом. Это будет часовня мученицы Татьяны, она как раз помогает студентам. Я сама Татьяна, и очень обрадовалась, узнав, что часовня будет именно в честь неё. Очень удобно: студенты пошли на экзамен, зашли в часовню, помолились, записочку оставили и уверены, что Бог поможет.
Женщин, вероятно, ввели в заблуждение — в проекте часовня обозначена в честь Андрея Первозванного.
История со строительством часовни именно в сквере возле университета началась ещё 15 лет назад, когда этот проект разработали студенты и преподаватели кафедры архитектуры ЮУрГУ. Позже он даже получил одобрение патриарха Алексия II. В документации говорится, что все голубые ели оставят. Каждое дерево отмечено в плане строительства, который предполагает максимальное сохранение существующего озеленения.
Председатель комиссии по градостроительству Александр Павлюченко начал публичные слушания с представления комиссии, в которую вошли депутаты Илья Мительман и Сергей Овчинников, Антон Хромов и Виталий Рыльских, а также представитель комитета архитектуры города Сергей Самсонов.
На слушания подошёл челябинский краевед Юрий Латышев. Он чётко озвучил своё мнение — сквер нужно оставить в том виде, в котором он есть сейчас, никаких капитальных объектов там не нужно.
— Если посмотреть все последние социологические исследования, то большинство людей голосует за парки и скверы, — сказал он. — Я тоже придерживаюсь мнения, что сквер напротив ЮУрГУ нужно сохранить таким, какой он есть сейчас. Есть у меня ещё одно предложение к комиссии по градостроительству, озвучу его во время рассмотрения вопроса.
По регламенту Павлюченко предложил отвести на высказывания по первому вопросу три минуты. Из зала прозвучало предложение увеличить это время для каждого слушателя до 10 минут.
— Это не площадка для пиара, если каждый по 10 минут будет высказываться, мы долго будем тут сидеть. Если мнения будут повторяться, зачем их высказывать, — ответил на это председатель комиссии.
— Градостроительная документация по этому проекту уже утверждена главой города, — напомнила проектировщик Анна Пахтусова. — Условно разрешённый вид использования тоже утверждён пару лет назад. Эти слушания проводятся для того, чтобы уточнить границы участка. Застройка сдвигается вниз. У участка будет другой кадастровый номер.
— Нужно смотреть опыт других стран и городов, — выступил преподаватель кафедры социологии ЮУрГУ. — Там церковь — либо часть самого университета, либо располагается вдалеке от него. Челябинск — город небольшой, сквер маленький. Нам не нужна там церковная коробка!