Второй год работы офтальмологической клиники «АртОптика» радует своими результатами не только пациентов, но и специалистов. То, что еще недавно казалось новым и неизведанным, еще вчера предстояло только освоить, отладить и поставить на поток, теперь стало отточенным и обязательным. Ежемесячно клинику посещают от 800 до 1200 пациентов. Благодаря сотрудничеству с МНТК «Микрохирургии глаза» им. академика С.Н. Федорова» Екатеринбурга в стенах клиники было проведено еще 1600 операций на органах зрения. Однако главный врач клиники Людмила Куколева считает, что при подведении итогов работы важно не их количество, сколько качество их проведения.
– Людмила Васильевна, какие итоги второго года работы вам особенно дороги?
– Когда мы подводили итоги первого года работы, то директор МНТК «Микрохирургии глаза» им. академика С.Н. Федорова Екатеринбурга Олег Шиловских отмечал, что он самый важный, и многие проекты на том и заканчиваются. А в «АртОптике» сразу взяли очень высокую планку. По договору у нас есть возможность при возникновении каких-то осложнений или непредвиденных обстоятельств, когда пациенту может потребоваться дополнительная медицинская помощь, направить его на лечение в головную клинику в Екатеринбург, таких случаев не было ни одного. Как в первый год нашей работы, так и во второй. По его итогам количество операций увеличилось на 250 единиц благодаря росту энергетической амбулаторной хирургии катаракты, лазерной рефракционной хирургии. Но показатель работы нашей офтальмологической клиники – отнюдь не цифры, а качество тех медицинских услуг, которые мы оказываем.
И то, что нам еще ни разу не пришлось воспользоваться той «страховкой», которую предполагает договор с МНТК, свидетельствует о том, что по результатам уже второго года заданную планку удалось удержать. С ней и наши пациенты чувствуют себя уверенней. Они защищены от всяких неожиданностей и знают, что даже в крайнем случае – а в хирургии изначально всегда есть определенный риск – им будет оказана вся необходимая помощь. И мне как главному врачу так тоже спокойнее.
– Давайте уточним, какие виды операций проводятся на базе клиники?
– Силами хирургической бригады ЕМНТК на базе нашей клиники проводятся следующие операции: амбулаторная энергетическая хирургия катаракты, факоэмульсификационная экстракция катаракты – удаление катаракты через разрез 2,2 – 2,5 мм (сначала мутный хрусталик разжижается с помощью ультразвукового аппарата – факоэмульсификатора – и удаляется, а затем через этот же разрез имплантируется гибкий хрусталик). Как правило, это американские хрусталики фирмы Alcon. На сегодняшний день мы считаем, что это качественные, продвинутые линзы, которые имеют хорошую оптику, защиту от ультрафиолета и максимально оберегают сетчатку от вредного воздействия солнца. Сама методика считается самой прогрессивной и щадящей по экстракции катаракты, в работе ее используют офтальмологи всего мира.
Вторая, тоже широко распространенная операция, которая проводится на нашей базе, по поводу глаукомы. В зависимости от типа самой глаукомы – открыто угольная, закрыто угольная, смешанная, в какой она стадии – выбирается соответствующая методика. Их может быть несколько.
Бывает, что пациенту требуется проведение комбинированной операции. Например, редко, но встречаются сочетанные патологии, и при экстракции катаракты требуется использование и методики при глаукоме. Пациенту с такими проблемами, как миопия, астигматизм, проводится лазерная операция и рефракционного характера. Через пять-семь минут после хирургического вмешательства он снимает очки или линзы, которые носил всю жизнь.
В течение первого года екатеринбургские хирурги присматривались к нам, к нашим пациентам, привыкали к обстановке, а в этом году приступили к проведению еще одного вида операций. При высокой близорукости пациента сначала мы проводим экстракцию прозрачного хрусталика, а далее можно пойти двумя путями. Если после имплантации хрусталика с учетом рефракции на данном глазу пациент получил достаточное для него зрение, то хирургическое вмешательство на этом заканчивается. Если человеку нужно более высокое качество зрения, то вторым этапом проводится рефракционная операция, которая докоррегирует астигматизм. Такая комбинированная операция – факоэмульсификация катаракты с имплантацией хрусталика плюс рефракционное вмешательство – называется Bioptiks.
Кроме этого, нашими силами проводятся лазерные операции на переднем и заднем отрезке глаза при таких заболеваниях, как глаукома. Очень часто этими методиками пользуются до операции, чтобы подготовить к ней глаз, или, наоборот, после, чтобы усилить эффект проведенного хирургического лечения. Эти методики также применяются в профилактических целях при некоторых видах глаукомы. Например, при закрытом угле передней камеры, чтобы исключить острый приступ глаукомы, используется методика – базальная иридэктомия, и в результате лазерной операции улучшается отток, и глаз «чувствует» себя намного лучше.
Мы проводим операции по поводу секундарной (или так называемой вторичной) катаракты, которая возникает в результате естественного помутнения задней капсулы хрусталика, под действием света она мутнеет, и чтобы избежать повторной операции, ее просто рассекают лазером. Наше оборудование позволяет проводить щадящие операции на заднем отрезке глаза – коагуляция сетчатки при различного рода дистрофиях.
С этого года начинаем внедрять амбулаторные операции – папилломы, атеромы, птеригиумы, халязионов…
– Красивые названия, но боюсь, что пациентам они доставляют мало удовольствия!
– Да и офтальмологам тоже! Наши операции красивые, по сути своей несут людям утраченную остроту зрения. А все эти новообразования век вроде бы и не мешают видеть, но создают дискомфорт. И человек ищет, кто же избавит его от этого «ячменя» или шишечки на глазу. И поскольку поток пациентов стал велик, то мы взялись и за эти вмешательства. За исключением, конечно, тех, которые должны лечить у онкоофтальмолога.
– Кто к вам обращается, и кому вы все-таки можете помочь?
– Когда клиника только задумывалась и создавалась, у меня была мечта как у человека, отработавшего в офтальмологии добрые десятки лет, чтобы к нам мог обратиться человек с любой проблемой глаз, точно зная, что получит здесь необходимую помощь. Так на деле и получается. Если ему невозможно помочь «на месте», то мы направляем человека туда, где его будут готовы принять специалисты. Задача, которая ставилась с самого начала, – установить связи с теми медицинскими подразделениями, с теми специалистами, которые умели бы выполнять то, что недоступно нам, – решена, и поэтому своих пациентов мы готовы вести от первого обращения в клинику до полного окончания лечения или при необходимости и желании принять его на длительный диспансерный контроль. Офтальмология – специальность, смежная со многими другими.
На сегодняшний день любому обратившемуся к нам человеку, которого волнуют проблемы со зрением, мы можем провести полный курс нужных обследований. Но, например, нет собственного томографа, зато есть договоренность с нашими коллегами – медицинским центром «Лотос» – на проведение такого исследования. Если в процессе постановки диагноза понадобилась консультация узкого специалиста, то есть и такие договоренности. Не «на деревню дедушке», а к конкретному специалисту в конкретное медицинское учреждение. Если у человека есть свой «личный» невропатолог или эндокринолог, то он, естественно, может обратиться к нему, а если нет, то по нашей рекомендации. Человек может сам решать, куда ему идти, а может воспользоваться нашим советом.
Если вдруг у человека онкология, или туберкулез, или еще какое-то сопутствующее заболевание, то у нас заключены договоры о взаимодействии со всеми структурами: с онкодиспансером, с противотуберкулезной больницей, с кафедрами УГМАДО, где консультируют наших пациентов. А всю диагностику, которая потребуется для установления диагноза, мы сделаем на своей базе.
Если было какое-то воспалительное заболевание, и при экстракции катаракты есть риск развития осложнений, то долечиваем своих пациентов на стационарной базе того специализированного медучреждения, которое занимается такой проблематикой.
Если травма глаза, то после оказания первой помощи направляем его на долечивание в больницу скорой помощи (ГКБ №3).
Некоторые операции, такие как на слезных путях, на глазе, на сетчатке, на стекловидном теле и другие, которые на нашей базе не проводятся, потому что для этого либо требуется дополнительное оборудование, либо последующее стационарное лечение, тем не менее доступны для наших пациентов. После проведенного комплексного обследования в стенах клиники мы имеем возможность направить их уже «готовыми» на проведение хирургического вмешательства в МНТК, где их примут специалисты вне очереди. А на долечивание и наблюдение они снова возвращаются к нам.
В кабинете охраны зрения ООО «АртОптика» проводится физиолечение и другие процедуры. Пациентов, которые находятся у нас на диспансерном учете, мы регулярно приглашаем на осмотр, на проведение каких-то профилактических процедур, на контроль за состоянием глаз.
Кроме взрослых, у нас есть возможность посмотреть и детишек уже с двухмесячного возраста. С помощью аппарата ретиномакса с большой вероятностью можно определить рефракцию глаза ребенка: минус у него или плюс – и назначить соответствующую и своевременную коррекцию. Такому малышу требуется особое внимание, потому что запущенные проблемы органов зрения могут привести к развитию косоглазия, низкого зрения и даже слепоты.
Мы учитываем возможности и муниципального здравоохранения. Например, если у человека обнаружена отслойка сетчатки, то операцию можно провести и бесплатно для пациента, надо обратиться в лечебное учреждение по месту жительства и по своему страховому полису. Но если он хочет оперироваться, например, в Екатеринбурге в МНТК, то, пожалуйста, он платит там свои деньги и получает лечение. Тут бесплатно, там платно, и это правильно, когда пациент сам выбирает и сам отвечает за свой выбор, где и у кого ему лечиться.
– Как строится сотрудничество офтальмологической клиники «АртОптика» с МНТК «Микрохирургии глаза» им. Академика С.Н. Федорова Екатеринбурга?
– К нам приезжает хирургическая бригада, которая состоит из хирургов, ведущих специалистов (всего их девять человек), квалификация и опыт которых не вызывают никаких сомнений. Эти люди отработали в офтальмологии уже десятки лет, они практически стояли у истоков создания самого комплекса. В сутки в ЕМНТК проходит по 100-150 операций, и тогда можно судить об уровне опыта и стабильности качества каждого хирурга. Мне как руководителю этот показатель очень важен: гарантия, что каждый первый пациент выйдет от нас с единицей, условно говоря.
Кроме хирургов, в состав бригады входят операционные сестры, ассистент в операционной и анестезиолог-реаниматолог. По сути, бригада – единое целое, когда люди понимают друг друга с полувзгляда и с полуслова, когда отточенность действий достигает автоматизма и гарантирует высокую степень качества. Нам пришлось соответствовать всем этим требованиям, начиная от наполнения операционных и диагностических залов оборудованием, расположением помещений и заканчивая разовым инструментом, качественными расходными материалами. Даже медицинскую документацию мы привели в соответствие с требованиями хирургов. Более того, весь подготовительный процесс проходит под их контролем. Учитывая результаты обследования, хирург может определить модель искусственного хрусталика, необходимую для данного пациента, и рассчитать его силу, выбрать методику операции.
Два года прошло, и мне кажется, что екатеринбуржцы приезжают к нам с удовольствием. А для наших докторов это огромная школа, рядом с такими мастерами они подрастают как на дрожжах! И мы имеем возможность впитывать и перенимать самый передовой опыт и использовать его в лечении и диагностике наших пациентов.
Технологии в медицине не стоят на месте, они постоянно совершенствуются. И я бесконечно счастлива, что в свое время Екатеринбургский филиал МНТК согласился с нами сотрудничать. Частной клинике самой невозможно такими темпами совершенствоваться, накапливать опыт, оттачивать профессионализм, а рядом с ними, с их помощью мы можем практически безгранично совершенствоваться и идти в ногу со временем. Все новые методики отрабатываются на базе в Екатеринбурге и только потом переносятся к нам. Поэтому наши пациенты имеют хирургическую помощь, одну из лучших на сегодняшний день из возможных и за умеренные деньги. И в нашей стране, и в мире такие операции имеют более высокую стоимость. И не надо ехать за рубеж, чтобы получить высококачественную медицинскую помощь. Немецкие офтальмологи еще только приближаются к разрезу в 2,5 мм, а у нас он уже считается рутинным. Есть некоторые виды операции, которые там делаются несколько лучше, но дело не в хирургах и даже не в оборудовании, а в материалах, особенно это касается трансплантологии.
– Людмила Васильевна, чего бы еще хотелось достичь на третий год работы? О чем мечтается?
– Конечно, мечты есть! У нас налажены тесные и плодотворные контакты практически со всеми муниципальными больницами, и доктора активно пропагандируют и методы своевременной диагностики в области офтальмологии, и различные виды лечения и операций. Несомненно, у нас в регионе грамотный подход к решению проблем глаз, и уровень подготовки докторов тоже хороший, есть специализированные кафедры в медицинских академиях. Это все очень здорово, но мне хочется, чтобы больше стало возможностей у самих пациентов обращаться в том числе к услугам и частных клиник и позволить себе тот уровень медицинского обслуживания, который им необходим для решения проблем со здоровьем.
И мне бы очень хотелось, чтобы экономическая сторона была решена для каждого: чтобы человек имел возможность выбирать тот медицинский центр, больницу или клинику, где ему будет оказан в полном объеме тот спектр услуг, который показан ему по его заболеванию. Чтобы отпала необходимость собирать буквально последние копейки на операцию по восстановлению зрения. И варианты решения уже найдены: часть нагрузки берет на себя ФОМС. В Екатеринбурге он оплачивает МНТК те виды исследований и операций, которые предусмотрены программой, в том числе по глаукоме. Челябинский фонд ОМС также изыскивает средства, чтобы обеспечить проведение определенных исследований в рамках госзаказа: например, тот же Retinomax есть только у нас. Каждой поликлинике выдается определенное количество талонов, получив который, человек пройдет исследование для себя бесплатно, а нам «за работу» заплатит ФОМС.
Мне хочется, чтобы у каждого пациента было право выбора медицинского учреждения, где ему будет оказана хирургическая помощь. Согласитесь, что от того, насколько человек доверяет врачам, во многом зависит успех лечения. И если уж он решил, что хочет оперироваться именно здесь, то у него должна быть такая возможность. Так вот, мне бы очень хотелось, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями.
Наряду с тем, что с каждым днем к нам приходят все новые и новые пациенты, «старые» тоже никуда не исчезают и остаются с нами. Они приходят к нам уже по каким-то другим вопросам – заказать новые очки, подобрать линзы, пройти дополнительные обследования. Они приводят к нам своих друзей, родственников, детей, внуков, и такая преемственность нас очень радует. Это значит, что мы сумели настолько хорошо выполнить свою работу, что человеку это очень понравилось. И следующая задача, которую мы перед собой ставим, касается не столько медицинской составляющей – потому что уровень качества в ней должен быть всегда на самом высоком уровне, а сопутствующих услуг и сервиса. Чтобы приходя сюда, человек чувствовал ту степень заботы и заинтересованности, на которую он рассчитывал, обращаясь в такую клинику, как наша.
Услуги предоставляются в кредит и по полисам ДМС.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста
Офтальмологическая клиника «АртОптика»
Челябинск, ул.Труда, 173
(351) 265–33–97, (351) 265–34–01
Салон оптики «АртОптика»
Челябинск, пр.Ленина, 40
(351) 263–96–85, (351) 247–81–09
Клиника работает без перерыва и выходных с 9 до 20 часов