В России кодеиносодержащие препараты будут продаваться только по рецепту врача. Предполагается, что новый порядок вступит в силу уже с 1 мая этого года. Предложение было внесено федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков, поскольку из этих лекарств кустарно изготавливается опасное вещество – дезоморфин. Врачи Челябинской области считают, что это решение поможет не только бороться с наркоманией, но и с такой пагубной привычкой южноуральцев как самолечение.
Кодеиносодержащие препараты используются при заболеваниях верхних дыхательных путей и как обезболивающее средство. В итоге под запрет свободной продажи попадают такие известные лекарства как «Пенталгин-Н», «Каффетин», «Коделак», «Солпадеин», «Нурофен Плюс», «Терпинкод» и некоторые детские противокашлевые сиропы. Однако в последние годы в Челябинской области, как и в других регионах страны, основными потребителями кодеиносодержащих препаратов стали наркоманы. Но в отличие от героев песни Высоцкого, в которой «кто-то съел килограмм кодеина и пустил себя за день в расход», современные наркозависимые придумали другой способ.
Из этих таблеток они изготавливают дезоморфин. Из-за своей дешевизны и доступности этот вид наркотика стал очень популярным, в том числе и среди подростков. По данным УФСКН по Челябинской области, если в 2008 году удельный вес выявленных дезоморфиновых притонов составлял около 5%, в 2009 году – 15%, то только за первое полугодие 2010 года этот показатель увеличился до 32 %, то есть из 31 притона, в 10 употреблялся именно наркотик с этим веществом.
При этом суррогатное вещество по своим негативным последствиям в разы сильнее других. «Я не понимаю, почему решение об ограничении продажи кодеиносодержащих препаратов принимается только сейчас, это нужно было сделать давным-давно, – удивляется главный нарколог региона, главный врач Челябинской областной клинической наркологической больницы Борис Изаровский. – Дезоморфин приводит к тяжелейшим последствиям: поражаются внутренние органы, сосуды, появляются нагноения, приводящие к гангренам. Человек просто гниет заживо. При этом возникает такая сильная зависимость, что «оторвать» его от этого наркотика практически невозможно. Исходя даже из общения с пациентами, мы можем говорить, что число лиц, употребляющих дезоморфин растет, и одна из причин этого как раз в том, что слишком долго тянули с принятием решения».
По мнению врачей, ограничение продажи кодеиносодержащих препаратов на лечении не скажется. Нуждающиеся всегда смогут получить рецепт врача или приобрести аналог. По словам заведующего терапевтическим отделением поликлиники ГКБ №3 Виктора Остапенко, у врачей назначение кодеиносодержащих препаратов не пользуется большой популярностью. «Как противокашлевое средство мы назначаем их не так часто, поскольку кодеиносодержащие препараты устраняют только симптомы, а не лечат. Что касается обезболивающих, то прежде чем их принимать, нужно посоветоваться с врачом. Ведь даже за головной болью часто скрываются серьезные заболевания. А у нас почему-то лечением занимаются фармацевты, а не врачи. В других странах практически все лекарства продаются только по рецепту, и это правильно», – считает Виктор Остапенко.
Этой же точки зрения придерживается и Борис Изаровский: «Эти средства только маскируют заболевание. Человек пьет таблетки от головной боли, а у него потом инсульт возникает, а все потому, что во время к врачу не сходил. А уж если вы без этих лекарств, жить не можете, то это уже другая тема, тогда надо к нам идти, в наркологическую больницу, мы поможем».