Презервативы рвутся, и вообще заниматься сексом в «резине», словно нюхать цветок в противогазе. О таблетках мы периодически забываем. Кремы и свечи – противно. Спирали подходят далеко не всем и подчас вызывают стойкое противостояние прекрасной половины за ненадежностью метода. Так что же остается?! Оказывается, многие пары, у которых уже есть дети, решаются на довольно радикальную контрацепцию.
Хирургическая стерилизация – ее плюсы-минусы, риски и последствия. И, конечно, о том, почему не стоит торопиться. Поговорим!
Материнству бой
С точки зрения медицины, эффективность метода объясняется элементарно: хирургическим путем достигается непроходимость маточных труб, играющих основную роль в процессе зачатия, и продвижение яйцеклетки в матку становится невозможным.
Существует несколько способов достичь желаемого. В первом случае трубы перевязывают – буквально, во втором – участок трубы вырезают и как бы «запаивают» кончики, третий вариант – когда в маточные трубы вставляют микротрубочки, впоследствии обрастающие рубцовой тканью. Манипуляции производятся под местным или общим наркозом, в зависимости от выбранного метода, но в любом случае восстановительный период не займет много времени, и в тот же день женщина сможет вернуться домой, а уже в течение недели заняться своими привычными делами. Довольно часто перевязку труб предлагают роженицам во время второго-третьего кесарева сечения, когда к трубам открыт доступ, а другие беременности способны привести к серьезным последствиям.
Кроме того, этот метод предохранения от нежелательного зачатия может иметь место в следующих ситуациях: вы не хотите иметь детей в будущем, независимо от того, как может измениться ваша жизнь. Имеете партнера, который также не хочет становиться отцом, но и вазэктомию – мужскую стерилизацию (которая дешевле, подвергает меньшему риску и, возможно, более эффективна, чем трубная перевязка – Прим. автора) – делать не хочет. Вы рассмотрели другие варианты контрацепции и не хотите побочных эффектов, рисков или затрат, связанных с такими методами. Имеете заболевание, которое усугубится при беременности, или являетесь носителем наследственного недуга, который вы не хотите передавать своему ребёнку.
Вместе с тем, если вы рассматриваете вариант трубной перевязки, вы должны быть абсолютно уверены в том, что никогда больше не захотите иметь биологически родного ребёнка в будущем. Вы должны будете остаться при таком мнении, даже если произойдёт следующее: один из ваших детей умрет (если вы – мать), вы разведётесь или лишитесь опеки над своими детьми, у вас появится новый партнёр, который захочет малыша. Ваше финансовое положение улучшится, вы сможете себе позволить завести другого ребёнка. Ваши дети вырастут и уйдут из дома.
К женщинам, которым, скорее всего, не стоит делать перевязку маточных труб, относятся следующие:
младше 30 лет, особенно если у них никогда не было детей. Скорее всего, они захотят родить позже;
с проблемной беременностью – женщины, решившие перевязать маточные трубы под влиянием стресса из-за трудной беременности, позже, вероятно, пожалеют о своём решении;
не имеющие стабильных отношений – они могут возникнуть в будущем;
потенциальные мамы, которых заставляют сделать операцию партнёры, семья или другие люди;
те, которые «сдались» в поиске другого успешного метода контроля рождаемости. Кстати, если вы замужем, вам не нужно согласие мужа на проведение перевязки маточных труб.
«Перед тем как отважиться на подобную операцию, стоит сесть, серьезно подумать и осознать, что это самостоятельно выбранное бесплодие – навсегда. Насовсем, – убеждает врач-гинеколог Елена Мязина. – Разумеется, специалисты не станут отговаривать от подобных решений женщину, чьи последующие беременности будут угрожать ее здоровью и жизни. Или ту пациентку, у которой уже есть дети и чей возраст старше тридцати пяти лет. В иных ситуациях мы пытаемся уберечь потенциальных мам от этого радикального метода контрацепции, ведь все эти истории из серии «беременность, наступившая после перевязки труб» – не более чем счастливые исключения.
За мою двадцатилетнюю практику известны всего три случая, когда зачатие впоследствии наступило. Основной момент в этом – то, каким способом проводилась операция: если трубы были в прямом смысле перевязаны – лигатура, перевязывающая нить, может слететь, и целостность труб нормализуется со всеми исходящими последствиями. В случае когда труба или обе трубы надсекаются, заполняются имплантантами или запаиваются, восстановление – даже несмотря на возобновившееся желание женщины иметь детей – невозможно. К тому же в подобных случаях даже восстановительная операция приносит нужный результат лишь в десяти процентах случаев. Не стоит забывать и о том, что подобные меры увеличивают риск внематочной беременности. Если после добровольной стерилизации вы еще захотите стать матерью, сделать это будет возможно только с помощью процедуры ЭКО».
На здоровье и внешность женщины, половое влечение и прочие показатели полноценности и «нормальности» хирургическая контрацепция, по словам специалиста, никакого влияния не оказывает. С психологической точки зрения все, конечно, не так просто, но это, как говорится, только ваш выбор. И вас никто не заставляет.
Или отцовству?
«Когда родилась моя девочка, мой четвертый ребенок, я решила, что хочу перевязать трубы, – делится многодетная мама Дарья Слепцова. – Муж сказал, что лучше он пойдет и сделает стерилизацию. И что? Он не чувствует себя неполноценным, да и я, если бы сделала, этого не ощутила бы. А что, лучше презерватив? Лично я не получаю никакой радости секса, никакого удовлетворения с этой резинкой, от таблеток – головные боли, уж сколько я их поменяла! Двое деток благополучно «получились» и с таблетками! Одного я родила с презервативом, который порвался. Шесть абортов сделала, поставив спираль. Теперь в плане секса я спокойна – не нужно подпрыгивать и бежать в ванну, считать дни овуляции и прочее. Мы можем себе позволить заниматься сексом, когда хочется! Я чувствую себя настоящей, любимой и всегда желанной женщиной. И самое главное, после секса я не нервничаю».
Действительно, женская стерилизация – не единственный способ забыть о «контрацептивных хлопотах». Есть и мужская, или вазэктомия – операция, в ходе которой блокируются семявыводящие протоки, для того, чтобы предотвратить проходимость сперматозоидов. При всем при этом возможность получать оргазм и семяизвержение после вазэктомии сохраняются в полном объеме.
Суть метода состоит в следующем: пресекаются семявыводящие протоки (канатики) с обеих сторон члена. В больницу ложиться не нужно, проходит операция под местным наркозом, длится не более 20 минут. После операции можно сразу идти домой. Последствия – пара разрезов (обычно их даже не зашивают) и некоторая припухлость гениталий. Полное заживление – в течение нескольких дней.
Тем не менее многих представителей сильного пола пугает даже мысль о столь радикальном вмешательстве. Больше всего страхов появляется из-за путаницы в понятиях – «стерилизация» и «кастрация». Кастрация – это необратимое удаление полового органа частично (удаление тестикул) или целиком. Кастрат лишен возможности «осуществлять половую функцию» – мужчина, не испытывающий желания. Он имеет отличия в поведении, голосе, внешнем виде, вызванные ненормальным гормональным фоном. При вазектомии ни функции полового органа, ни выработка гормонов и эакулята не утрачиваются. Только «конечный продукт» полового гиганта при попадании по адресу назначения не вызовет оплодотворения. Вазектомия обратима в том случае, если семенные канатики были перевязаны, а не иссечены – по аналогии с женской стерилизацией.
Надежность метода очень высока. Число подобных процедур, проведенных в мире, измеряется сотнями миллионов. А неудачи можно оценить примерно в 0,1-0,5%. Но если учесть, что в статистику входит и самопроизвольное восстановление мужским организмом понесенного урона, и неудачи, вызванные особенностями анатомии конкретного мужчины, и ошибки врачей, то процент «осечек» действительно ничтожно мал.
У мужской стерилизации могут быть осложнения, правда, риск связан с особенностями ее проведения – нестерильные инструменты или внесение инфекции при операции или заживлении. Некоторые мужчины опасаются еще и того, что мертвые сперматозоиды (не попадая наружу) будут разлагаться и отравят организм. Однако и без стерилизации далеко не все сперматозоиды попадают в эакулят. Если мужчина ведет аскетический образ жизни и к онанизму не склонен, то сперматозоиды образуются, гибнут и рассасываются, как обычные клетки организма. Еще стоит учесть, что даже после прекрасно сделанной операции зрелые сперматозоиды могут оставаться в протоках до трех месяцев. Так что для гарантии через некоторое время сдается анализ на отсутствие сперматозоидов в эакуляте.
Однозначные плюсы вазэктомии в том, что мужчина обретает возможность контролировать свою фертильность. И ни таблетки, которые супруга не выпила вовремя, ни проколотые восторженной бабушкой презервативы, не изменят жизненного уклада. Если постоянная партнерша одна, то освобождение от страха беременности может сыграть чудесную роль в сексуальном раскрепощении обоих. Секс ради секса – не фантазия, а реальность.
Если детей уже достаточно, а партнерше медики запретили гормональные контрацептивы, или у нее аллергия на латекс (бывает и такое, вплоть до смертельных исходов), то это один из выходов.
В минусы относится все та же невозможность «получить» ребенка простым путем. Потребуются медицинские манипуляции. И недешевые.
В нашей стране мужчину, который так поступил, вряд ли поймут друзья: неправильная ассоциация «стерильный, значит, импотент» работает исправно. Но об этом совершенно необязательно их информировать!
Если одна семейная лодка разбивается о быт, то есть вероятность, что найти будущую жену будет сложнее (если у нее нет своих детей). Ведь материнский инстинкт присущ всем нормальным женщинам.
Вот как оно бывает...
«Я на собственном опыте, к сожалению, горьком, скажу, что этого делать не стоит, – уверяет Анна Соколова. – В 25 меня бросил муж с трехлетним сыном на руках и семимесячной беременностью под сердцем. Как в кошмаре доносила, родила – второе кесарево, и – перевязалась. Никто из врачей не поинтересовался моим возрастом и не пытался отговаривать. Поставила на себе крест. А теперь снова замужем, прекрасный муж, но у нас нет совместных детей, а у него их вообще нет. Первая попытка ЭКО провалилась: хорошие, по словам врача, эмбрионы почему-то не прижились. Кто бы знал, как я жалею о содеянном когда-то».
«Мечтаю сделать стерилизацию! Мне 33 года, есть дочь. В разводе с мужем восемь лет. В стерилизации вижу исключительно плюсы, – настаивает Лариса Ильченко. – Считаю, что перед природой свой долг выполнила. Рожать больше не собираюсь из соображений материального плана. Очень ответственно подхожу к воспитанию детей и не собираюсь плодить нищету.
В появление принца на белом «мерседесе» верю меньше всего на свете. Абортов шесть штук. Контрацепции нормальной – с гарантией в 100% – нет. Издевательства над организмом в виде гормонов не приемлю. Спираль – всегда во время абортов находится парочка жертв этой контрацепции. Презерватив – смешно: отмазка чистой воды. Сама мысль во время секса «сползет-порвется» убивает всё желание, а результат?! Ради чего все затевалось? Милые мои женщины, жить в страхе, отказывая себе в удовольствии просто жить, ради того, что может мне «это» когда-нибудь еще сгодится, при этом бегая на аборты, проводя десятки часов в страхе осложнений и болезней. Нет, такая жизнь не для меня. В общем я за стерилизацию. А если меня бросит мужчина из-за того, что я перестала для него быть свиноматкой, то этот мужчина – просто не мой. Невозможно потерять то, что тебе не принадлежит».
«У меня по медицинским показаниям трубы перевязали во время кесарева сечения. Без всякого согласия и подписей, – вспоминает Алина Якушкина. – Обо всем я узнала на следующий день, когда принесли бумажку подписать. Сначала очень расстроилась, но когда врач все мне популярно объяснил, взяла себя в руки. Ни на сексе, ни на месячных (как шли, так и идут), ни на здоровье это вмешательство никак не отразилось. Чувствую себя прекрасно. Голова не болит по поводу контрацепции и в весе не прибавляю. Все обычно, как было и до перевязки. У меня двое детишек и прекрасный муж. Думаю только о хорошем».
Что же имеем в итоге? Рекомендовать такие процедуры на государственном уровне в стране, пребывающей в демографической яме, врачи, скорее всего, не будут (если у пациента нет психического расстройства или генетических заболеваний). Так что врач, пожалуй, постарается отговорить. Мужчина – из мужской солидарности, женщина – из-за сопричастности с материнским инстинктом. Но может оказаться и так, что человек сам хочет избавить себя от риска алиментов, возникновения гормональных капризов, а от пеленок у него уже просто хроническая усталость. Тем не менее когда детей меньше трех, возраст юн, но доход невелик, то лучше отказаться от стерилизации: в жизни бывают разные повороты. Если все-таки решитесь, тщательно в спокойной обстановке обдумайте, взвесьте все за и против из того, что может повлечь за собой это нелегкое жизненное решение. И только потом действуйте. Или не действуйте!