Родители Виталика, которому всего два с половиной года, даже не представляли, какими муками для их чада обернется обычный семейный отдых на пляже. Малыш, как это обычно бывает, бежал к горке, но, попав ножкой в промоину в песке, упал. Врачи диагностировали перелом голени, наступать на загипсованную ножку запретили. Позже выяснилось, что это не самое страшное, что пришлось пережить ребенку: травма зажила, а в крохотной пяточке осталась «дыра» (результат пролежней). Сотрудники травмпункта забыли предупредить родителей, что такое тоже бывает.
Ситуации, касающиеся детского травмпункта Челябинска, стали уже притчей во языцех: возмущенные родители недовольны и обслуживанием, и очередьми, в которых приходится сидеть по нескольку часов. Семье Лариных (фамилия и имена членов семьи изменены. – Прим. автора) «повезло» по-полной.
«В очереди мы просидели два с половиной часа, – вспоминает глава семьи Евгений. – Так как до этого я в травмпункте уже бывал, это не стало для нас неожиданностью. Вокруг, естественно, дети, поэтому никто никого без очереди не пропускает – все на равных. Время долго тянется еще и потому, что сначала идет первичный осмотр, затем деток отправляют на снимок, после чего уже без очереди они проходят в кабинет для процедур».
У маленького Виталика на снимке обнаружился перелом голени. Сначала наложили лангету, а через три дня малышу загипсовали ногу полностью. По словам Евгения, врач сказал, что ребенку ни в коем случае нельзя наступать на травмированную ножку. В противном случае кость неправильно срастется, что для обеспокоенных Евгения и Инны было на тот момент самым ужасным. «Мы всегда были уверены, что детский травматизм – вина взрослых, – признался глава семьи. – Поэтому в течение всего месяца носили сына на руках, перевозили его в коляске. Я сам, хотя папы обычно этого не делают, взял больничный на месяц, чтобы помогать жене. Еще один совет врача мы выполняли неукоснительно – ощупывали пальчики (холодные они или тепленькие), чтобы убедиться в том, что ножка не пережата».
Когда через две недели после случившегося на плановом осмотре у врача родителей заверили, что кость у их чада срастается нормально, Ларины вздохнули с облегчением. «Снять страшную «белую ногу», так ее называл сын, нам пообещали через две недели, – продолжает Евгений. – Вот только за неделю до исполнения обещания ребенок начал плохо спать, капризничать, плакать. Виталик буквально кричал от малейшей вибрации. Мы думали, что малыш просто устал от гипса, ведь даже для взрослого человека фиксация травмированной конечности доставляет неудобства».
Не выдержав, родители все-таки обратились к врачу в травматологию за день до назначенной для снятия гипса даты. Бородатый мужчина в белом халате резюмировал, что пальчики у ребенка тепленькие, а боль – это ерунда, просто нарастает костная мозоль. Евгений и Инна попросили сделать снимок, но врач нажал на кнопку и вызвал следующих пациентов, мол, приходите завтра.
«Когда стали снимать гипс, Инна – в обморок: в пяточке огромная дырка до мяса, – объясняет отец. – Медсестра, вскрикнув: «Ой, пролежень», быстро наложила в рану мазь, забинтовала и пригласила на перевязку через три дня, даже не сообщив о находке доктору». До сведения специалиста эту информацию донесла мать, но доктор, в свою очередь, отнесся к этому спокойно.
Лангета – шина или длинная пластина, изготовленная из гипса. Обычно накладывают при небольших переломах или при трещинах. Особенность ее в том, что она съемная.
Уже дома малыш стал истошно кричать, поэтому родители вынуждены были вызвать частного врача, который назначил перевязки дважды в день и выписал мазь.
«Мы себя виним за неведение и за то, что только через неделю после жалоб сына обратились к врачу, который нас отфутболил, – признался Евгений. – Ведь на вопрос: «Где болит?», Виталик показывал на место перелома. Позже нам объяснили, что он просто не мог дотянуться до пяточки. Знали бы мы, что есть такая штука, как пролежни, мы бы при первом симптоме, жалобе, побежали к врачу, но нас об этом никто не предупредил».
По словам заведующего отделением детской травматологии МУЗ ГКБ №9 Николая Боева, есть признаки, благодаря которым можно распознать и предотвратить подобную ситуацию. «Появится запах, как правило гнилостного характера, потливость пальчиков, которые открыты, небольшой отек: по тылу стопы появляется легкая припухлость, легкая температурка – 37,1-37,3, что говорит о том, в организме идет воспалительный процесс, – перечисляет Николай Андреевич. – Все это первые признаки того, что что-то не так». Специалист отметил также, что гипс является хорошим антисептиком и, в то же время, гидрофобным материалом – всасывает в себя выделения кожи, но до бесконечности он этого делать не может. Поэтому возникает мокнутие кожи (опрелости. – Прим. автора), что из-за давления гипса приводит к пролежням.
«Со стороны родителей профилактика должна быть обязательно, – уверен Николай Боев. – Ребенка почаще нужно укладывать на животик, чтобы пяточка отходила от гипса под своим весом. Но самое главное – правильно наложить гипс, тогда пролежней не будет. И он всегда должен застывать в руках доктора». Отметим, при переломе руки по этим признакам также можно определить образование пролежней.
Пролежни – это участки ишемии (обескровливания) и некроза (омертвения) тканей, возникающие в результате длительного сдавления.
«Этот кошмар длится уже два с половиной месяца, – сетует Евгений. – У нас с женой проблемы на работе, мы потеряли в зарплате. Но, несмотря на это, мы с супругой понимаем, что такая ситуация – следствие существующей проблемы: медицинские работники вынуждены принимать за смену огромное количество маленьких пациентов. Ведь мы сидели в очереди поздно вечером – с 22:00 до 0:30. Страшно представить, какая нагрузка ложиться на врачей в течение дня».
Напомним, глава администрации Челябинска Сергей Давыдов еще несколько месяцев назад давал поручение своему заместителю, начальнику управления здравоохранения Евгению Летягину разобраться с проблемой очередей в детском травмпункте. Уже на этой неделе будут перераспределены потоки пациентов. Так, на вторичный прием детей отправят в травматологические пункты городских больниц №№3, 6 и 9, где оборудуют отдельные входы, для того, чтобы, согласно санитарным нормам, дети не пересекались в лечебном учреждении со взрослыми пациентами. Пострадавших от укуса клещей поручат инфекционным отделениям детских больниц по месту жительства. Кроме того, муниципалитет приобретет для детского травмпункта вторую машину для проявки рентгеновских снимков. Изменит это ситуацию или нет, покажет время.
Между тем, помимо заживающих физических травм, маленький Виталик страдает от моральной – он до сих пор отказывается ходить, боясь снова испытать дикую боль.