В Челябинской области набирает популярность новый для нашего региона метод лечения и реабилитации детей с особенностями развития и другими серьезными заболеваниями – канистерапия. Суть метода в том, что дети под наблюдением специалистов проходят терапевтические занятия с собаками. Лечебную кинологию уже начали применять в Магнитогорске и в единичных случаях – в Челябинске. Волонтеры областного центра готовы оказывать помощь всем нуждающимся, однако пока их возможности ограничены – есть организационные проблемы в работе и отсутствует помещение для занятий.
Канистерапию для лечения детей с нарушениями развития за рубежом успешно применяют уже довольно давно. Терапия, реабилитация и социализация с помощью собак используются при психологических и физиологических нарушениях у детей и взрослых. Там собаки-врачеватели всегда являются желанными посетителями в детских учреждениях, больницах, домах престарелых. Они помогают избавиться от ощущения страха, общего напряжения, способны побуждать к двигательной активности, концентрировать внимание.
В Москве с методикой работают уже около пяти лет, а в нашем регионе ее начали применять только сейчас. В Магнитогорске, например, по информации сайта Zoomagnitka.ru, первых собак-терапевтов отобрали для обучения осенью прошлого года. Стоит отметить, что стать канистерапевтом может далеко не каждый пес. Одного добродушия недостаточно – собака должна спокойно реагировать на громкие звуки, резкие или непривычные движения больных детей, запах медикаментов и прочие нестандартные вещи. Чаще всего «лекарями» для малышей становятся ньюфаундленды, голден-ретриверы и лабрадоры. В Магнитке же осенью отобрали пять собак породы голден-ретривер. Волонтерами группы по канистерапии стали члены клуба «Кинолог» со своими питомцами.
Канистерапи́я – один из видов лечения и реабилитации человека при помощи специально отобранных и обученных собак под наблюдением квалифицированных специалистов-канистерапевтов. Из всех видов зоотерапии для детей с особенностями развития этот наиболее востребован и доступен. Собаки обладают некоторыми качествами, сходными с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания действиями, звуками, мимикой, реакцией на коммуникативные инициативы человека. Кроме того, они легко обучаются голосовым командам и охотно им подчиняются.
Канистерапия часто используется как психотерапевтическая методика, способствующая развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики. Также метод может использоваться для усиления эффективности развития личности при коррекции, реабилитации и социальной адаптации детей с нестандартными особенностями развития.
В феврале 2012 года волонтеры с прошедшими обучение собаками приступили к первым занятиям с детьми. Они работают с группами детей из реабилитационного центра «Дети России». Важным моментом является то факт, что такие занятия для детей проводятся бесплатно по направлению врача, а к некоторым ребятишкам кинологи приезжают даже на дом. Все занятия проводятся под руководством педагога и инструктора по дрессировке Клуба служебного собаководства Елены Платоновой, педагога и кинолога, директора клуба «Кинолог» Елены Агаповой и педагога и психолога, доцента кафедры социальной психологии МаГУ Елены Разумовой.
В Челябинска тоже есть активисты, готовые применять канистерапию для лечения и реабилитации детей. В челябинском дог-фризби клубе «Анкур» уже подготовлены три собаки-терапевта, но широко предлагать услугу волонтеры пока не имеют возможности. «Мы уже работаем по данной методике, но пока только со «своими», очень близкими детьми, – рассказывает инструктор-дрессировщик клуба Анна Курочкина. – Пока у нас нет помещения для занятий и медицинского работника, который согласился бы работать на общественных началах – это главные проблемы на сегодняшний день. Мы не можем брать деньги с пациентов на оплату аренды, поэтому надеемся на помощь администрации и уполномоченного по правам ребенка Маргариты Павловой, к которой планируем обратиться в ближайшие дни. Нам необходимо просторное помещение, чтобы дети могли двигаться и выполнять задания. Московские коллеги, например, такие занятия проводят в школьном спортивном зале».
Несмотря на то, что методику у нас начали применять совсем недавно и на ограниченном круге пациентов, челябинский специалист уже делится первыми результатами. «Занятия с собаками дают хороший эффект. Они разрабатываются индивидуально для каждого ребенка совместно со специалистом-дефектологом, – говорит Анна. – Мы вместе составляем комплекс упражнений в зависимости от проблемы, которая имеется. В результате у малышей не только улучшается моторика и координация движений, но даже снижается количество эпилептических припадков. Детки с нарушениями речи начинают лучше говорить, малыши с аутизмом – ориентироваться в пространстве и активнее реагировать на окружающий мир. Сейчас мы занимаемся с гиперактивным ребенком. На первых занятиях он не выдерживал и двух минут, начинал проявлять агрессию к собаке, пинать, щипать ее. Спустя полтора месяца мы уже довели продолжительность занятия до 15 минут. Могу сказать, что через четыре-пять занятий ребенок меняется – он учится концентрировать внимание, взаимодействовать с животным, это очень заметно, особенно если занятия проходят регулярно».
Эффективность канистерапии подтверждают и врачи. По мнению специалистов, такой вид лечения и реабилитации применим при нарушениях двигательной сферы, поражении органов чувств, психических заболеваниях, особенно таких, как шизофрения и эпилепсия, аутизм, при умственной отсталости, в послеоперационной реабилитации, при различных нарушениях социальной адаптации, девиантном поведении, ЗПР, ДЦП и других заболеваниях.
«Анималотерапия: иппотерапия (лечебная верховая езда), дельфинотерапия, канистерапия и другие виды натуртерапии сегодня являются востребованными и популярными, но главным принципом любой терапии является принцип «Не навреди», – предупреждает главный детский невролог Челябинска Леонид Плеханов. – Я хотел бы заострить внимание на том, что анималотерапия должна выполняться обученными врачами и инструкторами, знающими причину и механизмы заболевания, а также может являться одним из компонентов комплексной терапии, необходимой при лечении тяжелых недугов. В любом случае посоветуйтесь с вашим лечащим врачом о необходимости, месте и условиях проведения любой анималотерапии, а также о том, какие цели и задачи она должна преследовать у данного конкретного пациента».
Между тем инструктор клуба «Анкур» Анна Курочкина отмечает, что занятия с детьми не утомительны для животных, поэтому за день каждая собака-терапевт может «принимать» до десяти пациентов, а это значит, уже сегодня ежедневно 30 челябинских детей с огромным спектром заболеваний могли бы получать помощь пушистых врачей если бы проблема с помещением и специалистами в Челябинске была решена.