В России женщин, чья первая беременность наступила после 29 лет, принято считать позднородящими, в то время как во всем мире эта планка сдвинута почти на десять лет. Так, в США роженицами в возрасте считают женщин старше 35 лет, в Германии и Испании – 40-летних беременных, а в Израиле поздняя беременность наступает лишь после 40 лет. Насколько правы или неправы россиянки, которые идут рожать первенца после 30-ти?
Жертвы обстоятельств
Первого сына Наталья Алферова родила в 34 года, и во время беременности и во время родов наслушалась много нелицеприятностей от докторов.
«Врач, которая вела меня, всю беременность запугивала осложнениями и отклонениями, гоняла по анализам и обследованиям, хотя их результаты всегда были в норме. На врачебной комиссии мне прямым текстом сказали, что я дура, потому что дотянула до последнего», – рассказывает женщина. При этом родить раньше у нее просто не было возможности. Сразу после вуза устроилась работать сразу на двух работах, так как умер отец, который долгое время был единственным кормильцем в семье. На шее у Натальи осталась мама-инвалид и сестра десятиклассница, которую надо было выучить и тоже поставить на ноги. «Молодой человек, с которым я тогда жила гражданским браком, был против детей, и если бы я забеременела, он бы бросил меня, – вспоминает Наталья. – Оставаться одной с младенцем на руках, с больной матерью и сестрой-студенткой мне было страшно».
Лишь спустя пять лет после расставания с гражданским мужем Наталья встретила мужчину, которого полюбила. «После свадьбы я почти три года не могла забеременеть, а когда это случилось, мы с мужем были просто на седьмом небе от счастья», – признается она. Однако что для женщины было счастьем, для врачей оказалось проблемой, о которой они не стеснялись ей напоминать. «После 35 лет восстановительный период после первых родов, как правило, более длительный, чем у 20-25-летних женщин, так как работа иммунной, гормональной и кровеносной систем к этому возрасту замедляется», – напоминает акушер-гинеколог Виктор Криворотов. По его мнению, тревоги врачей за таких поздних мам не напрасны и не высосаны из пальца. Поэтому психологи, работающие с беременными, советуют им выбирать врача спокойного, не склонного драматизировать или перестраховываться, гоняя пациенток по всевозможным обследованиям. Впрочем, только в России врачи относятся к беременности в 35 лет и тем более в 40 лет, как к катастрофе.
«Пока репродуктивная система у женщин функционирует, рождению малыша ничего не угрожает», – считает профессор берлинского института репродуктивного здоровья Марта Фитц. Осложнения при беременности и родах могут возникнуть с одинаковой вероятностью как у 20-летней женщины, так и у 40-летней, считает она. Впрочем, тенденция увеличения числа поздних родов на Западе обусловлена сознательностью граждан. Женщины предпочитают сделать карьеру и выплатить основную часть ипотеки за дом, прежде чем родить малыша. Такое осознанное отношение к своему будущему прослеживается во всем, в том числе и в сохранении своего здоровья. В Европе 35-летняя женщина – цветущая и ухоженная, в то время как многие наши соотечественницы после 30-ти выглядят на десять лет старше, имеют букет хронических болезней и не чувствуют себя счастливыми.
Бомба замедленного действия
Российские психологи отмечают, что большинство наших женщин все-таки подвержены стереотипам общества, как бы активно они им ни сопротивлялись. И после 35 лет эта бомба взрывается: женщина вдруг осознает, что ее время выходит, а потомства так и нет, и стремится забеременеть любым способом.
«Среди позднородящих женщин две трети – это матери-одиночки, которые отчаялись найти спутника жизни и готовы родить хоть от кого, лишь бы не оставаться одной», – говорит семейный психолог Ольга Бушуева. В таком подходе кроется один минус, который с годами будет только расти: потребительское отношение к ребенку. «Женщина, которая рожает «для себя», как правило, относится к ребенку так, будто он у нее в вечном долгу, – продолжает психолог. – Такие мамы воспитание строят по принципу «я тебя родила, чтобы ты обо мне заботился. Так что не отлынивай!». Другая опасность, которая подстерегает маму бальзаковского возраста, это ее более молодые коллеги. Когда ребенок начинает ходить в детский сад или в школу, 40-летняя мама начинает испытывать беспокойство, что она выглядит хуже своих коллег, поэтому многие ограничивают общение с родителями сверстников ребенка, чтобы не травмировать себя. «У каждого человека свой темп развития, который может менять на протяжении всей жизни», – говорит психолог Владимир Суздальцев.
Поэтому и взросление может наступать у женщин в разном возрасте. Он уверен, что у большинства поздних мам такое взросление приходится на период после 30 лет, когда они начинают ощущать потребность в продолжении рода. «Как правило, такие женщины энергичны, успешны, у них большой круг интересов, да и выглядят они моложе своих ровесниц», – замечает Владимир. Получается, что в поздней беременности нет только одних минусов, плюсов здесь тоже немало. Например, если супружеская пара родила первенца, когда обоим было под сорок, это не повод осуждать или жалеть их. Дело в том, что проверенные годами отношения окажутся большим преимуществом в период беременности и первый год жизни малыша. «Очень много браков распадается именно в такое время, когда в семье появляется малыш, – поясняет социальный работник Алина Курбатова. – Оба родителя оказываются неготовыми к новым испытаниям, и им проще разойтись, чем совместно преодолевать трудности». Кроме того, поздняя беременность иногда тесно связана с психологическими моментом.
В 25 лет девушка, особенно если она привыкла быть независимой, еще не чувствует стабильности, еще не достигла прочного положения в обществе. Такое неустойчивое положение дает сигнал репродуктивной системе, и потому забеременеть не получается, даже если попытки неоднократны. А к четвертому десятку такая стабильность, как правило, уже есть, женщина уверена в своих силах, потому что научилась преодолевать трудности. И вот тут-то и происходит то самое долгожданное зачатие! Кроме того, такая внутренняя стабильность женщины благотворно сказывается и на ее ребенке. Как доказали британские ученые из Королевского колледжа педиатрии и детского здоровья, у мам, родивших в 40 лет и позже, несчастные случаи с детьми, требовавших госпитализации, происходили реже. Кроме того, 40-летние мамы рано прививали детей, что обезопасило их от инфекций. К тому же дети более взрослых матерей имели обширный словарный запас, начиная с юного возраста, и более высокие показатели IQ.