В минувшее воскресенье, 20 января, вступил в силу закон, знаковый для многих россиян, причастных или собиравшихся присоединиться к донорскому движению. Новый закон «О донорстве крови и ее компонентов» сменил своего предшественника с многочисленными поправками, но наибольший резонанс в обществе, естественно, вызвало положение нового документа о том, что донорство отныне является безвозмездным.
Еще на стадии обсуждения данного законопроекта положение об отмене денежных компенсаций за сдачу крови вызвало волну протестов. Многие общественники высказывали мнение о том, что донорство в России может быть просто ликвидировано. Однако эксперты, близкие к медицине, а также сотрудники службы крови, знающие о контингенте доноров не понаслышке, отстаивали идею безвозмездности донорства, мотивируя это тем, что с отменой платы за кровь его оставят люди, которые намеренно, ради денег, скрывали информацию о своих болезнях и противопоказаниях. Только так, по мнению врачей, можно гарантировать безопасность и самих доноров, и тех людей, которые нуждаются в донорской крови.
Теперь же в числе доноров должны остаться только те люди, которые помогают спасать человеческие жизни не из корысти, а по велению сердца, и таких в армии доноров немало. По данным одного из опросов Челябинской станции переливания крови (ЧОСПК), проведенного среди своих посетителей, более половины из них сдают кровь именно для того, чтобы спасти чью-то жизнь, сделать благое дело, а заодно и гарантировать наличие крови на станции в случае, если кровь потребуется для себя или для своих близких.
Справедливости ради надо отметить, что донорская кровь действительно спасает тысячи людей, оказавшихся в самых непредвиденных ситуациях. Так, например, в хирургическом отделении Челябинской областной детской клинической больницы ни дня не обходится без одного-двух переливаний крови маленьким пациентам, восполняющих кровопотери после операций. «Без переливания крови не обходится практически ни одна серьезная операция, особенно это касается реконструктивных и нейрохирургических операций, например при удалении опухоли мозга», – говорит ведущий хирург, заместитель главного врача по хирургии ЧОДКБ Николай Ростовцев.
Так, например, в ближайшие дни хирургам областной больницы предстоит провести уже вторую и очень серьезную операцию малышу, отведавшему вкус моющего щелочного средства, которое родители налили в бутылку из-под лимонада и по неосторожности оставили в доступном для крохи месте. В результате химического ожога ткани пищевода зарубцевались, возникла непроходимость. В областной центр ребенка доставили в очень тяжелом состоянии, когда он уже не мог глотать. Кроме того, у него развилась анемия. «Пришлось за счет переливания восполнять дефицит железа, а потом убирать зарубцевавшийся измененный пищевод – эта операция опять же связана с восполнением потерь крови, – поясняет доктор. – Во время повторной операции мы будем делать пластику пищевода, и кровь придется переливать снова».
Для спасения одной детской жизни требуются кровь и ее компоненты минимум от двух-трех доноров, у взрослых же пациентов эта потребность обычно еще выше. «За год мы переливаем около тонны эритроцитарной массы и до 800 литров плазмы. В среднем на одного пациента уходит по 500-600 миллилитров», – констатирует заместитель главного врача по хирургии ОКБ №3 Ринат Талипов. Однако, по словам доктора, бывают и такие ситуации, когда для спасения жизни пациенту требуется несколько литров донорской крови. «Обычно такие случаи связаны с серьезными кровопотерями, чаще травматического происхождения, например при разрыве легкого, при переломах ребер, бедра. Один из последних случаев в нашей практике: мужчина в результате падения с высоты четвертого этажа получил разрыв печени. Помимо собственной очищенной крови пациенту потребовалось перелить порядка трех литров донорской крови», – вспоминает специалист.
Неудачные падения, ДТП, осложнения в родах, плановые операции, онкология – это далеко не полный список ситуаций, когда может потребоваться донорская кровь, и, по сути, каждый человек должен отдавать себе отчет в том, что произойти подобное может в любой момент. Помнить об этом и заранее страховать, сдавая кровь регулярно – обязанность каждого здорового человека, и то, что закон отменил за нее плату, не должно останавливать желающих вступить в ряды регулярных доноров. Тем более безвозмездность донорства, о которой говорится в законе, для работающих граждан является очень условной. «Несмотря не то, что новый закон отменяет компенсацию, которая раньше выдавалась донорам для того, чтобы полноценно пообедать и восстановить силы, остаются льготы, предусмотренные трудовым законодательством, – поясняет директор ЧОСПК Анатолий Устинов. – Донорам крови предоставляются отгулы – один в день сдачи крови и второй отгул можно, например, присоединить к отпуску. Получается, работодатель оплачивает донору два рабочих дня за то, что он сдал кровь».
Кроме того, новый закон оставил плату за отдельные виды донаций, в том числе сдачу компонентов донорской крови: плазмы, тромбоцитов, эритроцитов, однако нормативные документы, регламентирующие это положение, пока не разработаны, а потому ставят в тупик сотрудников службы крови. Как, в общем, и положение о недопустимости замены горячего обеда денежной компенсацией. «В отличие от других, у нас есть столовая, но таких, как наша станция, во всей стране не больше двух-трех. Мы можем обеспечить своих доноров полноценным горячим обедом, но как теперь будут действовать те, у кого нет пищеблока – большой вопрос», – говорит руководитель ЧОСПК.
Остается надеяться, что в ближайшее время все недочеты будут устранены, и главная идея законодательной инициативы, которая основывается на социальной ответственности граждан перед обществом и собственным здоровьем, станет залогом безопасного во всех отношениях донорства.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА