С каждым годом численность больных раком на Южном Урале прирастает на несколько тысяч человек. Так, за последние 15 лет количество пациентов Областного онкологического диспансера с 30 тысяч возросло до 70. Однако врачи уверены, что не все так плохо, как кажется на первый взгляд. За большими цифрами стоит не столько болезнь, сколько спасенные врачами человеческие жизни.
На Южном Урале 51,6% первичных онкологических больных выявляются на первой и второй стадиях болезни. Этот процент выше, чем в среднем по России (46,6%). Оставшиеся 48,4% приходятся на пациентов с третьей и четвертой стадиями, причем на последнюю приходится порядка 22-23%. 10% из них умирают в первый год после обнаружения болезни.
Южный Урал уже многие годы лидирует среди российских регионов по количеству онкологических больных, и в обозримом будущем наши врачи не ожидают снижения заболеваемости. «К сожалению, рак – это болезнь цивилизации, которая нарастает достаточно быстрыми темпами, – констатирует главный онколог регионального минздрава Андрей Важенин. – В 2010 году мы перешагнули уровень в 400 больных на 100 тысяч населения при общероссийском уровне в 350. В прошлом году мы вышли на заболеваемость в 409 онкобольных, в 2012 году цифры еще не готовы, но, думаю, будет 412-414 больных». По словам врача, это очень высокие показатели, но они – удел всех урбанизированных промышленных регионов, и в особенности городов-миллионников, таких как Челябинск и Магнитогорск.
Именно поэтому вопросам лечения онкологических больных у нас уделяется особенное внимание – постоянно совершенствуется техника, проходят обучение специалисты, осваиваются новые технологии. Однако до сих пор даже самое дорогостоящее оборудование бессильно при последней, четвертой, стадии рака. К сожалению, при современном уровне развития медицины четверть пациентов обращается к врачу, когда болезнь уже слишком запущена. Кто в этом виноват? За редким исключением – сами пациенты, которые годами не показываются врачу. «Ни один онколог не сможет помочь пациенту, пока он сидит дома перед телевизором, – говорит специалист. – Пациент должен регулярно обследоваться. У нас создана целая сеть смотровых кабинетов, но если женские еще как-то работают, то мужские очень слабо, при том что рак предстательной железы, о котором еще несколько лет назад мы говорили, как о некой экзотике, сегодня выходит на лидирующие позиции».
Насторожить врача по поводу онкологии в большинстве случаев помогают рядовые обследования – гинекологический осмотр, пальпация молочной железы, пальцевое обследование прямой кишки и анализ на онкомаркеры. Эти мероприятия позволяют выявлять рак на ранних стадиях, когда еще нет клинических проявлений, и пациент не чувствует ни боли, ни происходящих в организме изменений, и значительно повышают шанс на избавление от недуга. Специалисты отмечают, что первая и вторая стадии лечатся достаточно успешно – по большинству локализаций эффективность лечения достигает 90%. А вот уже с третьей стадией дела намного хуже, не говоря уже о четвертой, при которой врачи могут только снять боль, улучшить качество и продлить жизнь пациента, как можно дольше, но избавить от недуга бессильны.
Конечно, сознательность наших граждан – не единственная проблема в онкологической службе. Недостаточная настороженность врачей первичного звена, проблемы с кадрами, а также с ограниченными площадями областного онкоцентра, в котором концентрируются пациенты со всего региона, очереди в поликлинике и ожидание госпитализации – эти моменты вызывают бурное недовольство со стороны пациентов уже не первый год.
Лидерами среди онкологических заболеваний на Южном Урале являются рак кожи, рак молочной железы, рак легкого, рак желудка, рак кишечника, рак женской половой сферы и рак простаты.
Однако несмотря на все предпринимаемые руководством учреждения меры, решить ее пока не удается. «Та поликлиника, которая сегодня имеется в онкодиспансере, рассчитана на 250 приемов в день. Этот объем она выполняла в 2008-2009 годах. В 2012 году средний показатель составил 450 посещений, – объясняет главный врач Челябинского областного клинического онкологического диспансера Олег Селиверстов. – Мы полностью укомплектовали поликлинику регистраторами, открыли новое окно регистратуры, в конце февраля откроем еще два окна, практически полностью укомплектовали врачебный состав, но мы также прекрасно понимаем, что поликлиника не резиновая».
По словам врача, поликлиника обслуживает не только вновь выявленных пациентов, но и тех, кто уже прошел лечение и должен регулярно наблюдаться. По сути, вести их должны онкологи на местах, но большинство пациентов предпочитают хотя бы раз в год проконсультироваться у специалистов диспансера – это их право, и отказывать им в этом нельзя.
Снять напряженность может только строительство новой поликлиники, и этот вопрос не раз обсуждался с руководством области, но до сих пор не решен. Что же касается очередей на госпитализацию, то в этом году сроки ожидания удалось значительно сократить. «Мы провели определенные мероприятия, сократили сроки пребывания больных, причем не только до операции, но и после. Это стало возможным с появлением новых сшивающих аппаратов, новых лекарственных средств», – добавляет главврач.
Заболеваемость раком среди детей в Челябинской области в последние годы колеблется от 12,6 до 14 больных на тысячу детского населения. 30% от всех заболевших составляют пациенты с острыми лейкозами. На втором месте – опухоли центральной нервной системы (17%, на третьем – пациенты со злокачественными лимфомами (10%). Также нередки опухоли почек, мозга, глаз, мягких и костных тканей.
Кроме того, в онкодиспансере в ближайшее время должно появиться и новое отделение. В программу обязательного медицинского страхования на 2012 год появилось понятие паллиативной помощи, что позволило руководству на базе онкодиспансера организовать отделение на 15 коек. Ремонт в будущем отделении уже начался, и к лету отделение должно принять первых пациентов. «Это направление долгое время было оставлено в стороне, при том что тяжелым больным тоже необходимо оказывать помощь – проводить хирургические манипуляции, обезболивание, – говорит Андрей Важенин. – У нас эта помощь оказывается в рамках онкологической помощи. В каждом профильном отделении есть больные, которые получают паллиативную помощь, есть специалисты, которые владеют навыками оказания паллиативной помощи. Но эти потоки должны быть разведены».
Доктор уверен, что появление нового отделения позволит хотя бы частично снять социальную напряженность, которая существует в обществе, рождая страхи и фобии. За счет оказания психологической помощи не только больным, но и их родным, испытывающим не меньшие психологические страдания, возможно, удастся изменить отношение к раку как к болезни, которая все-таки поддается лечению, если вовремя ее обнаружить. «Любой человек, который узнает об онкологическом диагнозе, переживает жесточайший психологический шок. Это ломка жизненных стереотипов, ломка жизненных планов. Надо протянуть человеку руку, удержать, чтобы он не ушел в себя и начал лечиться, причем лечиться у профессионалов», – уверен специалист.