Порой взрослые считают, что дела ребенка несерьезны и не так важны по сравнению с делами больших тетей и дядей. Игры малыша – всего лишь забава, развлечение, а вот у нас, родителей, работа, задачи, все очень серьезно. Специалистами игра ребенка воспринимается уже как деятельность, без которой просто нет его гармоничного развития. В начале жизни ребенок только так и познает мир – через игрушки, самые разные предметы, которые он должен не просто подержать в руках, а провести с ними множество разнообразных действий.
Когда ребенок работает со вкладышами, проталкивает предметы в отверстия, строит дом из кубиков, когда видишь его сосредоточенность, увлеченность игрой, понимаешь, какие серьезные процессы происходят в голове, понимаешь, насколько это все, такое простое, важно для маленького человечка.
Мой сын лет до полутора почти не интересовался игрушками, купленными в магазине. Зато исследовал весь кухонный арсенал. Кастрюли, термосы, крупы, вода – все было в его распоряжении. Еще он увлеченно играл с мячами – дома у нас было много разных мячиков, больших, маленьких, и он долгое время бросал, пинал, катал их, на улице не пропускал ни одного мяча, с которым играли дети. Помню, мы купили малышу волейбольный мяч: он два дня с ним не расставался – так по душе пришлась новая игрушка.
«Саше так нравится рыбалка, – рассказывает Татьяна, мама двухгодовалой девочки. – Когда купили игрушку, она не сразу поняла, а потом ей показали, порыбачили вместе с ней – теперь она от нее не отходит». «Купили дочке вкладыши, – делится Ирина, мама полуторагодовалой Алисы, – она два дня увлеченно занималась с ними». «Самая большая страсть Ильи – игра с водой. Он переливает воду из одной емкости в другую, носит ведерки с тряпочкой и моет пол, мебель», – добавляет Оксана, мама двухгодовалого Ильи».
Дети всегда чем-то заняты, у них ни минуты не уходит впустую. Если ребенок играет, он всецело погружен в процесс; если он наблюдает, то все его внимание направлено на объект наблюдения. Ребенок забывает о том, что нужно спать, есть – настолько он увлекается игрой. Вот он выстраивает машинки или кубики в ряд и радостно сообщает маме – «ту-ту», он построил поезд! А вот ему под руку попался новый конструктор лего, и он строит дом, полностью погружаясь в процесс и забывая обо всем. Сначала ребенку для игры нужны мама или папа, но постепенно он становится все более самостоятельным, он по-своему манипулирует предметами, придумывает свои игры.
«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, игрушки – его основной инструмент, – поясняет психолог Екатерина Шутова. – Игра непроизвольно формирует психические процессы, потому ее так любят использовать в педагогике и прикладной психологии. Маленьким детям важны ощущения – они познают формы, цвета, текстуры, потому так любят яркие и разнообразные игрушки. Когда формируются представления, важной становится достоверность деталей, все должно быть «как настоящее» – машинки, паровозики, домики для кукол, сами куклы... Но чем старше ребенок, тем менее конкретной формой может обладать игрушка: палочки, листики, стеклышки становятся всем, что нужно для сюжетно-ролевой игры (монетами, ключами, оружием, куклами)».
Известный советский педагог А. С. Макаренко придавал огромное значение занятиям детей. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, – считал он. – Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре...». «Игра, ее организация – ключ в руках родителей, ключ в организации воспитания ребенка. В игре формируются многие особенности личности ребенка. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность», – пишет другой педагог Б. Никитин.
Как же важно создать для ребенка гармоничное развивающее пространство, в котором он будет творить, достигать, экспериментировать, учиться новому и просто быть счастливым человеком!
«Все, что окружает ребенка, имеет колоссальное значение, – утверждает психолог и монтессори-педагог Евгения Хилюкова. – И если взять типичную детскую комнату, можно заметить следующее: игрушек очень много, но большинством из них ребенок не играет, они хранятся в больших корзинах или коробках. Думаю, что эта типичная картина не слишком хороша для самого ребенка. Лучше наоборот: игрушек ограниченное количество, они «правильные» и удобно располагаются! Поверьте, что все эти пожелания не так уж и сложно выполнить. Ограничение в количестве позволяет детям научиться ценить свои игрушки, способствует развитию ответственности и заботы, стимулирует их творческое развитие. Ограничение поможет детям быть более настойчивыми. Дети, у которых слишком много игрушек, сдаются слишком быстро. Если у них есть игрушки, которые создают им трудности, они быстро бросают их ради других, более легких и простых. Избыток игрушек мешает поддержанию концентрации внимания и сосредоточенности. Гору игрушек гораздо сложнее убирать».
Но при этом, конечно, игрушки нужны! Что можно предложить ребенку от 1 до 3 лет? Специалист советует: несколько деревянных игрушек (пирамида, кубики, стучалка, сортер), несколько социальных игрушек (один пупс, одна кукла, один плюшевый мишка), несколько упражнений для мелкой моторики (проталкивание бусин, нанизывание), игрушки, стимулирующие крупную моторику (пара мячей, каталка, машина), набор для свободной игры (коробки, ленты, палки, шарики, бумага, природные материалы), музыкальный инструменты (2-5 инструментов), несколько творческих наборов (рисование, лепка). Игрушки могут быть рассортированы по небольшим корзинам: вот стоит корзина с музыкальными инструментами. А вот на этой полке твои деревянные игрушки. Набор для свободной работы хранится в этом ящике и так далее.
Если игрушка ребенку не интересна, то смело убирайте ее. Кроме игрушек ребенок может и должен манипулировать настоящими, реальными предметами. Пусть у него будет свой удобный совок и щетка. Свой стаканчик и кувшин. Свой набор для поддержания себя в чистоте и порядке. Пусть он меньше играет и больше живет вместе с мамой (моет, чистит, вытирает, разбирает, развешивает, поет, рисует, кувыркается, собирает листья, играет в снежки). Пусть он меньше играет и больше живет вместе с папой (чинит, заправляет, пилит, забивает, носит). Ребенок хочет понять, как устроен мир и хочет быть вместе с любимым взрослыми. Игрушки не должны служить для того, чтобы родители могли «отделаться» от ребенка. Это возможность дать ребенку подходящий материал для познания и развития. Конечно, чем старше ребенок, тем выше его концентрация, его способность работать самому, тем сложнее его игрушки. Но их по-прежнему должно быть немного, они все также должны быть «правильными» и выбираться с любовью.