Южноуральскую медицину снова тряхнуло – последовали новые кадровые решения. Так, сегодня стало известно о том, что министр здравоохранения Челябинской области Марина Москвичева подала заявление об увольнении по собственному желанию, и оно уже принято губернатором. Кроме того, сегодня же появилась информация еще об одном увольнении – главврача онкодиспансера Олега Селиверстова. Эти отставки не первые, но далеко и не последние, уверены эксперты.
Если вспоминать новейшую историю здравоохранения Южного Урала, то начать, наверное, стоит с перехода Михаила Юревича на пост губернатора весной 2010 года. «Сфера здравоохранения – одна из наиболее важных, сложных и волнующих как население, так и власть. Новый губернатор сразу столкнулся с серьезными проблемами – очереди, ужасные условия для пациентов, финансовые сложности, низкие зарплаты медиков – клубок проблем оказался серьезным, и когда его начали распутывать, выяснилось, что к руководителям учреждений необходимо предъявлять более серьезные требования», – обозначает начало новой эры в здравоохранении региона политолог Александр Мельников.
Вспомнить хотя бы переход на должность главврача старейшей и одной из самых крупных городских больниц Игоря Скорика, возглавившего в сентябре 2011 года ГКБ №1; назначение главврачом шестой больницы Светланы Михайловой, отставку главврача ГКБ №8 Олега Фатуева и назначение Александра Зеля; довольно громкое увольнение весной прошлого года главврача областного онкодиспансера Андрея Важенина. К этому же периоду можно отнести увольнение руководителя горздрава Евгения Летягина, который якобы покинул пост по собственному желанию в апреле 2012 года, и назначение Натальи Горловой.
«Понимание того, что сам министр здравоохранения (речь идет о Виталии Тесленко. – Прим. авт.) принимает не самые грамотные решения, нет должной дисциплины, не все поручения выполняются, имеется дисбаланс в управлении, пришло постепенно. Недовольство накапливалось в руководстве области, – продолжает политолог. – Но когда на пост министра была назначена Марина Москвичева, это было вынужденное решение, потому что очень быстро требовалось найти человека, который мог удержать ситуацию. С форс-мажором она справилась, но губернатор и вице-губернатор не увидели в ней идеального руководителя».
А действительно ли Марина Геннадьевна стремилась занять эту должность надолго? Ее первый уход состоялся из регионального минздрава в феврале прошлого года с должности первого заместителя министра здравоохранения, в которой она проработала с 2004 года. Тогда она возглавила кафедру общественного здоровья и здравоохранения факультета послевузовского дополнительного профессионального образования ЧелГМА (ныне ЮУГМУ). То, что Марина Геннадьевна не отказала региональным властям в трудной ситуации, когда был арестован министр Виталий Тесленко, делает ей честь, но почему именно сейчас пришло ее время вернуться в альма-матер? «Марина Геннадьевна не прерывала свою работу в университете, когда занимала пост министра, продолжает трудиться в качестве заведующей кафедрой и, надеюсь, продолжит эту работу дальше. Мы очень ценим таких высококвалифицированных специалистов», – отмечает проректор по учебной работе университета Илья Волчегорский.
Однако объяснения о причинах скоропостижности принятого решения получить, видимо, не удастся ни у руководства области, ни у самой Марины Москвичевой. В ноябре состоялось ее назначение, в феврале оно утверждено Москвой, май – отставка, итого в должности официально всего два с половиной месяца, а в целом меньше полугода. Такие скорые перемены вполне в духе нового времени на Южном Урале. Даже подчиненные не догадывались о готовящемся кадровом марш-броске своего начальника: рабочий график был плотно расписан на всю предстоящую неделю. Возглавит ли Марина Геннадьевна родной медуниверситет, чего, предположительно, ей бы и хотелось, станет известно, видимо, позже.
Резонно возникает вопрос: кто возглавит минздрав? Или, что звучит гораздо правдивей в свете последних событий, кто подпишется на расстрельную должность? Компетентные источники в областном правительстве предполагают, что новым министром может стать нынешний министр информационных технологий Челябинской области Дмитрий Тарасов, медик по образованию. «Видимо, в этом руководителе власти разглядели нужные качества. Он сумел быстро организовать деятельность своего министерства, чтобы все работало, как часы, а в минздраве сейчас главное – наведение порядка, – считает Александр Мельников. – Другой вопрос, удастся ли ему справиться с поставленной задачей, ведь минздрав – куда более сложный механизм». Добавим, министр – хоть и большой начальник, но по сути всего лишь исполнитель, при том подневольный, вынужденный отдуваться и за свои прямые недочеты и прикрывать своим телом последствия решений федералов в территории. Насколько удастся свежей крови договориться с верхами и приструнить низы, станет понятно к первому ЧП. А если не удастся, то южноуральское здравоохранение так и будет бросать из стороны в сторону?
Ясно одно – эпоха назначений и кадровых перестановок, которая почему-то опять выпадает на весну, на этом не закончится. С приходом нового министра должен появиться и новый главврач в областном онкодиспансере, так как два предыдущих руководителя – Андрей Важенин и Олег Селиверстов – власть не устроили. А новую, так давно обещанную поликлинику, онкобольные получат теперь, видимо, опять нескоро. Возможно, полетят и другие головы, но это уже покажет время. Ждем назначений.