В советское время был популярен анекдот, в котором очередь из тех, кому можно пройти без очереди, была в два раза длиннее очереди из обычных людей. Сегодня этот анекдот снова популярен благодаря... беременным. Беби-бум прибавил работы не только акушерам-гинекологам, но врачам других специальностей. Из-за этого тем, кто не находится в счастливом ожидании малыша, попасть к докторам стало труднее.
Сильнее всего, конечно, это ощущается в женской консультации. Заказ талона к врачу через Интернет, конечно, заметно упрощает процесс попадания к нему, но, увы, не влияет на быстроту продвижения очереди. Беременные женщины, как выяснилось, имеют права брать талон без записи и проходить к врачу без очереди. И потому дама, взявшая талон на 10:45 и пришедшая к 10:30, в кабинет врача попадает не раньше 12, а то и еще позднее.
Работники регистратуры советуют брать талоны ближе к концу приема врача. Утром это обусловлено тем, что беременные женщины идут в женскую консультацию сдавать анализы или делать какие-то процедуры и заодно посещают своего доктора. Во второй половине дня, по наблюдению работников регистратуры, будущие мамы стараются посетить врача в начале приема, чтобы не добираться в женскую консультацию и обратно в часы пик.
Однако данное наблюдение довольно сильно расходится с действительностью. Оказывается, беременные любят поспать, и потому в первую смену работы участкового акушера-гинеколога приходят к концу приема. Те же женщины, что пока еще работают, стремятся попасть к врачу во второй половине дня и тоже к концу приема. «Для посещения женской консультации приходится отпрашиваться с работы, – сетует будущая мама Ирина. – Начальник у нас строгий, поэтому, если ты возьмешь талон на 13:30, он потребует, чтобы после приема ты вернулась на работу». Трястись в общественном транспорте женщине не хочется, поэтому она старается попасть на прием к врачу либо в начале его смены, либо ближе к ее концу.
«Когда я была беременна первым сыном, на личном опыте составила примерный график «беременных» часов нашего акушера-гинеколога и старалась в них не попадать», – делится опытом Кристина, которая ждет рождения второго сына. «Беременные» часы, по ее градации, это пиковое время, когда будущие мамы стараются попасть на прием. «Если попадешь в такую волну, то проведешь в женской консультации часа два, а то и три, – продолжает Кристина. – Если же прийти в то время, когда на прием приходят обычные женщины, то ты имеешь право пройти без очереди и сэкономить время». Правда, до такой хитрости, похоже, додумалась не только Кристина, потому что все чаще беременные женщины приходят в часы приема, негласно отведенные для гинекологических пациентов.
Впрочем, проблема очереди из беременных, которых нужно принимать без очереди, остра не только для женских консультаций. Обычная поликлиника, кабинет узкого специалиста – кардиолога, или офтальмолога, или эндокринолога. Пусть небольшая, но все же очередь – из пенсионеров, которым не так просто добраться до поликлиники, из рабочих людей, которые отпросились у начальника на пару часов, чтобы посетить врача, из заболевших мам, которым не с кем оставить ребенка на время посещения доктора. И одна за одной идут беременные. Каждая требует пропустить ее без очереди. После третьей или четвертой будущей мамы пациенты, ожидающие приема, начинают возмущаться.
С одной стороны, понять беременных женщин можно: их состояние и физическое самочувствие не всегда идеально, и если будущую маму направляют к узкому специалисту, то значит, ее состояние того требует, и требует немедленно. С другой стороны, можно понять и возмущение людей, пропускающих одну за другой беременных. Кто-то отпросился с работы или даже ушел в самоволку, кто-то сидит с острой болью, кто-то оставил дома маленького ребенка на старенькую бабушку. Всем хочется побыстрее пройти врача, получить направление на лечение или рецепт на лекарство и вернуться к своей жизни. В конце концов, именно для этого минздрав и оптимизирует процесс приема больных в поликлиниках, чтобы избавить их от многочасовых очередей.
Примерно такая же ситуация складывается и возле диагностических кабинетов, особенно возле тех, где платные услуги оказываются наряду с бесплатными. Плановое УЗИ для беременных проводится бесплатно. В этой же очереди сидят женщины, которые заплатили немалые деньги за то, чтобы пройти УЗИ. На входе в кабинет разгорается баталия. Одна машет оплаченной квитанцией, настаивая на своем праве войти в кабинет, другая в качестве аргумента использует округлившийся животик. И то, и другое обследование занимает значительное время (особенно в зимний период, когда приходится снимать с себя много одежды). Если в кабинет УЗИ удается прорваться беременной, то женщина, заплатившая за данную диагностику, громко возмущается, требует призвать к ответу диагностов и заведующую учреждением. Если же первой входит пациентка с оплаченной квитанцией, то возмущаться начинает беременная, ссылаясь на плохое самочувствие, токсикоз, необходимость пройти еще пять врачей за один день (и у каждого кабинета найдется вот такая, которая не пропустит без очереди).
На чьей стороне правда? Можно ли оптимизировать лечебный и диагностический процессы, не сталкивая лбами беременных и простых пациентов? Имеет ли смысл организовывать «беременные» часы приема, как называет их Кристина? Все это вопросы к чиновникам и руководителям лечебных учреждений. А пока… Беременные, в очередь!