На Руси считалось, что ребенка в год надо посадить на коня. Не для того, чтобы он сразу ездил верхом – это был своеобразный обряд инициации. Всадников растили с младенчества. В современных городских условиях лошадь для многих детей (да и для взрослых) стала диковинкой. Прямой контакт с техникой стал даже для детей более привычным и естественным, чем контакт с природой. Но как раскрепощаются дети, какими они становятся открытыми и счастливыми, когда прикасаются к живой природе, начинают ее чувствовать и понимать более глубоко!
Контактировать с лошадью, ездить верхом сегодня вполне реально даже в условиях мегаполиса. В Челябинске действует несколько конных клубов, и многие из них ведут работу с детьми: одни – в меньшей степени, другие – в большей. И несмотря на то, что в конный спорт детей принимают только с двенадцати лет, они могут приобщиться к миру лошадей намного раньше, учиться с ними взаимодействовать и ездить верхом.
Постоянное взаимодействие с животными преображает детей, об этом говорят все специалисты, которые так или иначе вовлечены в этот процесс. Во-первых, лошадь возвращает ребенка к природе, обогащает его личность, его жизненный опыт. Во-вторых, лошадь дает возможность ребенку заняться конным спортом, стать настоящим всадником, участвовать в конных соревнованиях мирового масштаба. В-третьих, лошади могут быть для детей уникальными врачами – иппотерапия давно является признанным явлением. Теперь обо всем по порядку.
Вперед, к природе!
Лошадь – вольное создание, и она не может жить в закрытом пространстве; для полноценной жизни ей нужна свобода – свежий ветер, зеленая трава, просторы для бега. И когда ребенок пасет лошадь, когда он берет уроки верховой езды, то естественным образом много времени проводит вне замкнутого пространства города. Если бы не его увлечение лошадьми, он совершенно спокойно мог бы, к примеру, сидеть дома за компьютером. Что лучше? Ответ, пожалуй, не вызовет разногласий. Вся энергия ребенка направляется в созидающее русло – он на воздухе, он занят делом, он учится чему-то новому.
«Сегодня, казалось бы, огромное количество информационных ресурсов, а темп жизни уже и ребенку не дает возможности для полноценного общения, потому что он тоже движется по жесткому расписанию, – говорит руководитель конноспортивного клуба «Гармония» Татьяна Кадочникова. – Ребенок изначально ближе к природе, чем взрослые, уже зашлакованные цивилизацией. Он лучше понимает лошадь, причем идет он не от рационального понимания животного, а от эмоции, первого впечатления, и это правильнее, чем разумный подход». Все то, что в нашем жестком социуме вынуждены прятать, рядом с лошадью дети раскрывают и преображаются, отмечает специалист. Приходят на первое занятие такие деловые, компьютерные мальчишки, а столько романтизма в них появляется, столько нежности рядом с лошадью! И это все в них заложено, просто в современной жизни оказывается невостребованным и нераскрытым.
«Благодаря общению с лошадьми, благодаря тренировкам дочь становится более ответственной, – рассказывает челябинка Екатерина Плетнева, мама Дианы, которая занимается в конном клубе. – К детям приходит понимание животного, природы в целом, того, что мы, люди, только часть ее. Кроме человека есть еще другие живые существа, в частности лошади – они очень большие и сильные, и к ним надо относиться уважительно. Человек – не царь природы. Одним ударом лошадь может лишить жизни, но она считается с таким маленьким и слабым существом, как человек».
На природе человек становится таким, какой он есть. Ему не нужно ничего прятать, ему не нужно ничего скрывать. Он становится таким как природа: открытым, добрым, сильным.
Конный спорт
Со стороны кажется, что ездить верхом очень просто: лошадь мчится галопом или идет рысью, а наездник только подает короткие команды, иногда без речевого сопровождения, и животное его понимает. Но достигается эта красота и грациозность, это единство лошади и человека не так уж легко. Однажды мне довелось быть свидетелем того, как девушка брала урок верховой езды. Она только училась взаимодействовать с лошадью, пыталась вести ее за уздцы и плакала от обиды, потому что у нее не получалось, лошадь ее не слушалась. Она несколько раз разбегалась и пробовала запрыгнуть на лошадь, но покататься верхом у нее в тот раз так и не получилось. А рядом занималась девочка лет двенадцати – она была очень сосредоточена, давала какие-то команды своей лошади, и у нее все получалось хорошо.
Тренеры, которые обучают детей конному делу, не понаслышке знают, как непросто порой бывает научить детей понимать лошадь, управлять ею, работать с ней в унисон. Но когда цель достигается, тогда дети из маленьких неуклюжих созданий с распахнутыми и восхищенными глазами превращаются в грациозных наездников, спортсменов, занимающих призовые места на соревнованиях мирового масштаба.
В профессиональный конный спорт детей принимают официально с двенадцати лет. Но во внутриклубных соревнованиях дети участвуют, как правило, гораздо раньше. В одних клубах дети начинают заниматься с трех–пяти лет, в других – в более старшем возрасте. Дети сначала просто катаются, постепенно начинают втягиваться в тренировки. Затем начинается выезд на конноспортивные соревнования разного уровня – от городского до международного – все зависит от финансовых возможностей клуба и родителей. Возрастных пределов конный спорт не имеет.
«В конном спорте от ребенка требуется много терпения, много упорства, – говорит старший тренер конноспортивного клуба «Буян» Елена Новикова. – Если в любом другом спорте ты отвечаешь только за себя, то в конном спорте все совсем иначе: всадник должен управлять не только собой, но и лошадью, и ничего не получится, если лошадь не будет воспринимать всадника как лидера».
Иппотерапия
Иппотерапия – целая наука лечения людей с помощью лошади. История иппотерапии началась с Лис Хартель, победительницы Олимпийских игр 1952 года, которая через верховую езду восстановила свой мышечный аппарат, наладила работу опорно-двигательной системы (в 16 лет она была парализована). Вот тогда весь мир заговорил о целебной верховой езде. Сегодня иппотерапия – достаточно распространенное явление в мире, развивается оно и в челябинских конных клубах.
Верховая езда не только считается безопасной, но и рекомендуется при многих заболеваниях. Детей к иппотерапевтам в основном приводят с диагнозами аутизма, синдрома Дауна, детского церебрального паралича. Ребенка садят или кладут верхом на коня, коня ведут под уздцы. Равномерный ход лошади расслабляет мышцы ребенка. Происходит эмоциональное раскрепощение, снимаются нервные, психические напряжения. Степень помощи лошади зависит от заболевания ребенка. Иппотерапия считается дополнительным, вспомогательным способом лечения, но иногда без нее просто не обойтись.
«Для проведения иппотерапии должна быть огороженная площадка, – рассказывает Татьяна Кадочникова. – Здесь нужна постоянная работа пяти человек – родителей, волонтеров, которые поддерживают с обеих сторон ребенка, тренера и человека, который ведет лошадь. Есть дети, которые имеют такие травмы, их только с животными можно вылечить. Тема иппотерапии для нашего города так же актуальна, как для других городов России, потому что у нас детей-инвалидов с каждым годом становится все больше. Принцип в этом один: занимаешься – есть улучшение, перестаешь заниматься – состояние снова ухудшается. Это требует постоянных занятий, которые будут продолжаться, может быть, даже всю жизнь. Но есть такие родители – они уже в восемь месяцев садят ребенка на коня, если чувствуют какой-то диагноз».
Лошадь открывает ребенку глубинный мир природы. Учит доброте, отзывчивости, ответственности. Чувству эмпатии и дружбы. Рядом с лошадью дети развиваются гармонично. Они становятся волевыми, умеют ставить задачу и распределять усилия. Для ребенка лошадь значит гораздо больше, чем для взрослого – она становится братом, напарником и другом.