В Челябинске, в одном из самых молодых и активно развивающихся районов – Краснопольской площадке – в ближайшем будущем появится взрослая поликлиника. Она будет рассчитана минимум на три терапевтических участка, а, значит, сможет обслужить около четырех тысяч человек взрослого населения. Пока жители этого района вынуждены обращаться за медицинской помощью в поликлинику №5, которую чиновники уже называют самой перегруженной в городе.
«Подходящее здание мы нашли давно, все упиралось в отделку помещений в соответствии с нормами СанПИНов, – поясняет начальник управления здравоохранения Челябинска Наталья Горлова. – Дело в том, что для медицинских учреждений действуют свои нормы отделки помещений: стены должны быть выкрашены особой краской, которая легко обрабатывается и моется, процедурная должна быть отделана кафелем, в каждый кабинет должен быть подведен водопровод». Сейчас, по словам чиновника, переговоры с подрядчиком завершены, и через пару месяцев поликлиника сможет принять первых пациентов. «Здесь будут не только терапевтические кабинеты, но и процедурный, и смотровой, и стоматологический кабинеты, – добавляет Наталья Владимировна. – Это избавит жителей района от поездок в пятую поликлинику для сдачи анализов и прохождения осмотра у гинеколога».
Однако все это жители Краснопольской площадки получат не раньше, чем к декабрю, а пока они еще будут посещать знакомую поликлинику №5, которая в данный момент изнемогает от наплыва пациентов. И дело тут не только в сезонном всплеске заболеваемости. Сегодня, по оценкам горздрава, пятая поликлиника работает на пределе мощности, а потому оптимизация процесса обслуживания граждан не позволяет до конца избавиться от очередей. Это, конечно, сказывается и на качестве обслуживания, и на эмоциональном фоне. Врачи, вынужденные принимать пациентов сверх нормативов, физически не успевают уделить им должного внимания, а люди, в свою очередь, остаются не довольны медицинским обслуживанием.
Впрочем, проблема раздраженного эмоционального фона в поликлиниках приобретает общероссийский масштаб. По исследованиям ВЦИОМ, более трети россиян не довольны обслуживанием в государственных медицинских учреждениях из-за грубости или невнимательности медперсонала. Сами врачи объясняют это низкими зарплатами, которые не соответствуют той нагрузке, что ложится на их плечи. Речь идет и о большом объеме бумажной работы, что приходится проделывать врачу как во время приема, так и после него, и о совмещении нескольких ставок в одном учреждении из-за дефицита кадров.
Психологи уверены: дело не в низких зарплатах и не в писанине, которая испокон веку сопутствовала профессии врача. Дело в профессиональном выгорании. «В профессиях сферы «человек-человек» такое выгорание наступает гораздо быстрее, чем, скажем в сфере «человек-техника» или «человек-природа», – уверена психолог Наталья Дрозд. – Что же касается врачей, то их работа сопряжена с высокой ответственностью, что, конечно, тоже накладывает свой отпечаток». По мнению психолога, у докторов, особенно при возрастающей нагрузке, включается защитный механизм, который со временем в сознании врача отделяет понятие «пациент» от понятия «человек». «Они, как и учителя, просто не умеют отдыхать от работы, берут ее на дом, работают на две ставки – в общем, заполняют ею свою жизнь и не переключаются на другие сферы», – продолжает Наталья Дрозд. Это порождает раздражительность и общую усталость, вызывает депрессии и бессонницы, сказывается на остроте памяти и внимания, влияет на появление лишнего веса и обострение хронических болезней. Словом, врачи перегорают, а от такого специалиста в любой сфере толку меньше, чем от увлеченного и энергичного.
Свой способ борьбы с этим нашли чиновники здравоохранения Самарской области. Теперь там при начислении премий сотрудникам медучреждений руководство будет ориентироваться на позитивные отзывы как о самом учреждении, так и о конкретном враче. По словам директора территориального ФОМС Самарской области Виктора Мокшина, наибольший процент жалоб пациентов самарских медучреждений связан именно с невежливым обращением медперсонала, а посему региональный минздрав принял решение включить доброжелательное отношение к пациенту в обязательный перечень условий для начисления премии. Оценивать деятельность врача жители Самарской области могут как через Интернет, так и старым способом – в книгах жалоб и предложений.
А вот московские чиновники посчитали, что освобождение докторов от бумажной работы благоприятно скажется на их отношении к пациенту. Сегодня столичным врачам приходится заполнять свыше 340 различных форм медицинской документации, на что, по подсчетам экспертов, они тратят более половины рабочего времени. Наиболее часто врачам приходится заполнять 68 форм, изучив которые, чиновники пришли к мысли упразднить едва ли не половину из них. Так, в июле московские власти утвердили приказ, отменяющий 27 форм документов, а оставшуюся 41 форму переводящий в электронный вид. Теперь с января 2014 года все поликлиники столицы перейдут на электронные рецепты, а некоторые учреждения в плане эксперимента – на электронные карты состояния здоровья. Чиновники полагают, что данная мера разгрузит врачей и сократит очереди в поликлиниках.