В пунктах неотложной помощи при поликлиниках Челябинска появилась умная телефония. Ее суть заключается в том, что посредством айпи-телефонии диспетчер скорой помощи может в режиме реального времени перекинуть звонок на диспетчера неотложной помощи поликлиники того района, к какому прикреплен вызывающий бригаду пациент.
«С момента открытия нашего пункта в июле 2013 года подобная связь осуществлялась со стационарного телефона, – рассказывает руководитель неотложной помощи ГКБ №8 Надежда Золотарева. – То есть диспетчер скорой помощи передавал нам номер, с которого поступил вызов, а мы перезванивали больному, уточняли состояние и адрес и только тогда выезжали». Сейчас переадресация звонка на тот или иной пункт неотложной помощи происходит в несколько секунд. При этом и работники неотложки могут также перевести звонок в скорую помощь, если симптомы больного приближены к жизнеугрожающим.
Однако наличие умной телефонии – еще не самое главное. Как утверждают фельдшеры, в основе работы лежит большой опыт и умение дифференцировать состояние больного, как того требует вступивший в силу 1 января 2012 года закон «Об охране здоровья граждан». Согласно этому закону происходит и разграничение состояний, требующих оказания экстренной или неотложной помощи. «При нарушении сознания, отсутствии сердцебиения, остановке дыхания, при травмах и кровотечениях диспетчер отправляет на вызов бригаду скорой помощи, – поясняет начальник отдела скорой помощи и медицины катастроф минздрава России Иван Кокоткин. – Во всех остальных случаях, то есть при повышении артериального давления, температуры, при болевых синдромах и обострении хронических заболеваний выезжает бригада неотложной помощи».
Такой четкой дифференциации от диспетчеров будут требовать новые стандарты оказания скорой медицинской помощи, которые вступят в силу с 1 января 2014 года. Именно поэтому при челябинских поликлиниках и организованы кабинеты неотложной помощи, которые призваны разгрузить скорую от текучки, тем самым позволив квалифицированным бригадам быстрее реагировать на вызовы, требующие экстренной медицинской помощи. «За четыре месяца работы мы побывали на более, чем на полутора тысячах вызовов, – приводит статистику Надежда Золотарева. – Работники скорой помощи, особенно после открытия кабинетов неотложки в других районах, говорят, что днем загруженность их бригад заметно снизилась». Это означает, что теперь скорая помощь будет приезжать на вызовы гораздо быстрее.
Впрочем, чтобы задержек в дороге было меньше, министерство здравоохранения совместно с ГИБДД разрабатывает изменения, которые будут внесены в правила дорожного движения и, видимо, тоже вступят в силу с января 2014 года. Изменения касаются приоритетов на дорогах для машин скорой помощи. «С 1 января все автомобили скорой помощи будут оборудованы видеорегистраторами, чтобы иметь возможность привлекать к ответственности нерадивых водителей, – заявляет Иван Кокоткин. – Первоначально нарушителей планируется наказывать штрафами, а за повторные нарушения лишать прав». Позаботятся чиновники МВД и о том, чтобы ушлые участники движения не пользовались преимуществами, данными экстренным службам. Водители, нарушившие предельно допустимое расстояние до автомобиля скорой помощи, двигающегося по разделительной полосе, тоже будут оштрафованы.
К слову, обновление парка автомобилей для скорых планируется завершить в стране к концу 2015 года. При этом станции скорой помощи получат не просто новые, но и оборудованные по последним требованиям оказания экстренной помощи машины. Там будет вмонтированное реанимационное оборудование и полностью укомплектованный парк приборов, позволяющих поддерживать жизнедеятельность и диагностировать состояния: дифибрилляторы, небулайзеры, электрокардиографы, глюкометры, аппараты ИВЛ, капельницы и многое другое.
При этом такими же укладками снабжены и все бригады неотложной помощи. «Сегодня у нас есть все необходимые приборы для определения состояния больного и для поддержки его дыхательной и сердечной деятельности, а также препараты, позволяющие снять болевой синдром, купировать другие острые состояния до приезда специализированной бригады скорой помощи или до доставки больного в стационар», – говорит Надежда Золотарева. Таким образом, кардинальных перемен в деятельности службы скорой медицинской помощи не будет, а те, что планируются, призваны улучшить качество оказания этой помощи.