Здоровье Стволовые клетки: спасенные детские жизни

Стволовые клетки: спасенные детские жизни

Врачи Челябинской областной детской клинической больницы (ЧОДКБ) готовы приступить к аутотрансплантации стволовых клеток онкобольным пациентам. Новая технология обошлась больнице примерно в 60 миллионов рублей. В онкогематологическом центре больницы только что сданы в эксплуатацию стерильные боксы, уже несколько лет функционирует современная лаборатория, закуплено почти все необходимое для трансплантации оборудование, подготовлены специалисты. Новая технология позволит детским онкологам и гематологам оказывать еще более высокотехнологичную медицинскую помощь маленьким пациентам в нашем регионе, избавив их от лишних поездок в столичные центры.

Новую технологию врачи будут применять для лечения маленьких пациентов с опухолями, которым необходимы интенсивные и самые серьезные курсы химиотерапии. «Опухоли менее чувствительны к химиотерапии, чем, например, лейкоз. При лейкозе после химиотерапии в 85% случаев наступает выздоровление, с опухолями сложнее, – поясняет руководитель Областного онкогематологического центра для детей и подростков им. В. И. Герайна ЧОДКБ Ирина Спичак. – В некоторых случаях, чтобы достигнуть желаемого эффекта, приходится выполнять международные протоколы с максимальными дозами химиопрепаратов. Чтобы вместе с опухолью не погиб и сам ребенок, ему сразу после химиотерапии необходимо ввести его собственные стволовые клетки, которые собираются и консервируются на предыдущем этапе. Именно эта технология называется аутотрансплантацией гемопоэтических стволовых клеток. Действительность такова, что ее должны выполнять в регионах, и наш центр к этому уже готов».

Для трансплантации у пациента на одном из первых этапов лечения собирают полипотентные гемопоэтические стволовые клетки. Из них потом в организме ребенка вырастут все клетки, которые в нормальных условиях растут в костном мозге. Сначала их забирают, потом консервируют и, когда это необходимо, пересаживают пациенту. К слову, процедура забора стволовых клеток для пациента практически не отличается от процедуры сдачи компонентов крови. Кровь из одной вены сначала понемногу поступает в специальный сепаратор, тот выбирает из нее в контейнер только стволовые клетки с небольшим количеством плазмы, и одновременно все то, что не отделил сепаратор, возвращается пациенту в другую вену.

Технологии лечения с применением стволовых клеток уже применяются южноуральскими специалистами, однако раньше они не могли осуществить все этапы лечения в стенах своей больницы – не было оборудования, но главное – стерильных боксов, где определенное время должен провести больной после трансплантации. Так, первый этап лечения пациент проходил здесь, потом ему приходилось ехать в Санкт-Петербург, чтобы заготовить стволовые клетки, а после очередного этапа в Челябинске снова поездка в Питер на самый агрессивный курс, после которого сразу проводилась трансплантация. Естественно, перелеты больному ребенку здоровья не добавляли, но других вариантов не было.

Теперь же в Челябинске созданы все условия. «Стерильные боксы достроены, там смонтирован кислород, система вентиляции, сейчас наша специализированная реанимация обживает их и заканчивает обработку. Через несколько дней, после бактериального контроля, уже можно будет их использовать по назначению», – отмечает Ирина Ильинична. Готовы и специалисты, давно оборудована специальная лаборатория. Часть оборудования закуплена была еще несколько лет назад, теперь нужно закупить только кое-какие расходные материалы и… дождаться первого пациента, потому что на сегодня все нуждавшиеся в трансплантации пациенты заканчивают лечение в федеральных центрах. Их, к счастью, много и не бывает – 10–12 в год, но эти дети имеют право на жизнь и благоприятный прогноз.

Однако и в свободное от трансплантированных пациентов время, которые месяцами будут пребывать в стерильных боксах, построенные помещения пустовать не будут. В них так же нуждаются многие пациенты онкогематологического центра. Кроме того, врачи уверены, что вскоре спектр применения стволовых клеток значительно расширится. Так, сегодня с их помощью успешно лечатся циррозы печени, рассеянный склероз, но эти манипуляции проводят только крупные столичные центры. В регионах такого опыта работы со стволовыми клетками практически нет, поэтому ЧОДКБ в этом плане оказалась в передовиках, как и во многом другом.

Что касается других видов трансплантации (неродственной или частично совместимой), то в ЧОДКБ их внедрять пока не планируют, они должны проводиться только в федеральных центрах. Это единичные пациенты, на них нужны другие затраты, уровни лабораторного обеспечения, опытная в такой штучной технологии команда специалистов. Поэтому, конечно, все равно кто-то из Челябинска поедет в федеральные клиники, но уже далеко не все.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
Туфельку верните! Почему «Анора» — не «Золушка» и этот фильм вряд ли вам понравится
Дарья Милославская
Мнение
«Идеальный водитель — исключение из нормы»: урбанист — о том, как бороться со смертельными ДТП в Челябинске
Григорий Шевченко
урбанист, общественный деятель
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Рекомендуем
Объявления