В помощи психиатров нуждается 20-25% жителей планеты, у каждого второго есть шанс получить то или иное психическое расстройство, а депрессия к 2020 году станет вторым по распространенности заболеванием в мире после болезней сердечно-сосудистой системы. Эти данные приводит Всемирная организация здравоохранения. В России ситуация повторяет общемировую тенденцию: психическими расстройствами страдает 3,5% населения (более четырех миллионов человек), а в той или иной степени в помощи психиатров нуждается примерно 21 миллион россиян.
Традиционно праздничные и предпраздничные дни связаны с повышением уровня тревожности населения, обострением депрессивных состояний и некоторых хронических психических расстройств. «В декабре люди стремятся закончить все незавершенные дела, чтобы начать новый год без забот. То же самое относится и к работе: отчеты, сдача годовых проектов, подведение итогов, – напоминает семейный психолог Наталья Дрозд. – Общее состояние стресса усиливается, повышается уровень тревожности, которая нередко перерастает в панику».
При этом обильные возлияния на корпоративных вечеринках наносят удар и по нервной системе, и психическому состоянию, провоцируя дальнейшее угнетенное состояние, которое психологи называют постпраздничной депрессией. Это состояние характерно не только для жителей России, но лишь россияне не придают ему значения и не спешат обращаться за помощью к психологам и психотерапевтам. Отчасти виноват в этом не изжитый пока еще страх русского человека перед врачом, лечащим душу. «У нас в городе довольно невысока осведомленность людей о последствиях пренебрежительного отношения к своему душевному здоровью, – считает главный психотерапевт и медицинский психолог минздрава Челябинской области Михаил Беребин. – Кроме того, людям свойственно недооценивать роль врача, оказывающего помощь в данной области».
С другой стороны, нередко решающим фактором отказа от помощи психолога является цена на эту услугу. «В понимании россиян прием у психолога или даже психиатра – это такой своеобразный разговор по душам, – поясняет Наталья Дрозд. – Не все готовы платить деньги за «болтовню», и уж тем более не каждый понимает, что цель такого сеанса – не просто дать человеку выговориться, а обнаружить его проблемные зоны и дать рекомендации по их коррекции».
Добавил работы врачам и упавший в феврале 2013 года метеорит. «Количество звонков на наш телефон доверия в первые дни после падения болида возросло почти в пять раз, – вспоминает главный врач ЧОПНБ №1 Анатолий Косов. – В основном звонили родители, обеспокоенные ростом тревожности и раздражительности у детей, нарушениями их сна и аппетита и прочими состояниями, указывающими на наличие стресса у ребенка».
Психологи психоневрологической больницы и кризисных центров не отказывали в помощи никому из обратившихся, хотя эхо от визита космического гостя длилось несколько месяцев. Однако эту ситуацию можно назвать внештатной, а что касается ежедневной работы, то, к сожалению, участковые психиатры не всегда имеют возможность помогать людям в полном объеме.
«Считается, что в угоду психическим больным страдает здоровое население, потому что в настоящее время огромное количество людей обращаются к психиатрам в связи с тем, что при поступлении на работу с них требуют справку из психдиспансера, – отмечает главный психиатр Минздрава России Зураб Кекелидзе. – По данным московских диспансеров, выдача этих справок отнимает четверть рабочего времени участкового врача».
Наложение всех этих факторов – загруженности врачей, страха населения перед психиатрами, высокие цены у докторов, принимающих в частных медицинских центрах, – и создают ту самую печальную картину. Только в Челябинской области за последние два года увеличилось число попыток (в том числе и удачных) суицида. В связи с этим врачи-психиатры и психологи призывает челябинцев, которые ощущают изменение в психологическом состоянии, не пускать проблему на самотек, а обращаться за помощью к психологам. Потому что врач поможет справиться не только со стрессом, вызванным предпраздничной суетой, но и с постпраздничной апатией, которую многие привыкли глушить алкоголем, тем самым усугубляя состояние.