Когда читаешь в новостях, что кто-то умер от гриппа, то, как правило, первая мысль: запустил болезнь или не привился. Или то и другое сразу. Но вот вдруг зараза косит твою семью – сначала дети слегли с высоченной температурой, потом тебе что-то нездоровится, и все тело ломит, а последней слегла и жена – и задумываешься поневоле: почему? Мы каждый год прививаемся, пьем витамины, занимаемся спортом. Казалось бы, вот мы-то как раз и не должны попасть под вирусную раздачу. Но он не спросил нашего мнения.
Хуже всего пришлось жене: она только в ноябре вышла из декрета на работу, и сразу первый больничный. Поначалу даже брать не хотела, говорила, что выпьет антивирусного, отлежится пару-тройку дней. Но у гриппа были свои планы.
На второй день – температура 39,6. В доме – плач, крик. Младшая дочь требует грудь, поскольку еще сосет время от времени. Приходится ее постоянно укачивать. Старшая капризничает и тоже просится на руки.
Участковая врач прописала курс антивирусного препарата и велела сбивать температуру, если поднимется выше 39 градусов. Но при гриппе не так-то просто это сделать. На детей жаропонижающие еще действуют, а нам с женой так и не удалось сбить лихорадку. И если у меня температура не поднималась выше 38,5, то у жены той же ночью – 41,8. Парацетамол сбивает жар на час и то до 39 градусов, а потом все снова возвращается на исходную позицию.
Длинная-длинная ночь. Скорая к температурящим взрослым не приезжает, если только они не беременны. Боремся с болезнью сами. Жена то равнодушно смотрит в потолок воспаленным взглядом, то начинает плакать и готовится к смерти. Просит меня не отдавать кошку и убеждает, что мне не стоит губить свою жизнь, а стоит жениться сразу после ее смерти. Я понимаю, что она бредит. Пытаюсь облегчить ее состояние холодными компрессами. Кое-как забываемся всей семьей в тяжелом сне.
Просыпаюсь под утро – тишина. Дети спят. Спит жена, но сон ее какой-то странный. Лежит неподвижная и вроде даже и не дышит. Трогаю ее – горячущая. Пытаюсь разбудить, чтобы напоить лекарством – не просыпается. Вот тут меня накрывает настоящий ужас. Кома? Что делать? Куда звонить?
Беру себя в руки, кое-как привожу жену в сознание. Она просит пить. Хороший это знак или плохой? Не знаю, дают ли питье тяжелым больным, но все равно приношу ей стакан теплого компота из сухофруктов, сваренного детям. Вместе с компотом даю жаропонижающего. Температура снижается до 38,8. После ночного жара это кажется пустяком. Да и у жены теперь осмысленный взгляд. Она спрашивает, сколько времени и как дети.
Утром снова вызываем врача. Врач выписывает еще таблеток. Говорит, что это антибиотики и иммуномодуляторы. Велит при любом ухудшении вызывать скорую, сказав про потерю сознания. Слава богу, обходимся.
Три дня проходят в ожесточенной борьбе с вирусом, и последний наконец-то отступает. Сдается не без боя, но все же перевес на нашей с лекарствами стороне.
Я, если честно, до сих пор в шоке от того, что может сделать грипп. Слава богу, прививки помогли детям перенести болезнь намного легче, чем досталось жене, потому что в какой-то момент я испугался не на шутку, что потеряю ее.
Комментарий специалиста
«Грипп относится к группе контролируемых инфекций, – подчеркивает врач-эпидемиолог ГКБ №8 Челябинска Оксана Орлова, – то есть его распространение можно контролировать с помощью вакцинации. Достигается это за счет большой прослойки привитых людей, которые являются своеобразным барьером для распространения вируса. Для полного контроля над распространением любой инфекции, и в том числе вирусной, так называемая иммунная прослойка должна составлять не менее 95% населения. Кроме того, иммунопрофилактика помогает снизить не только количество заболеваний, но и тяжесть протекания болезни. Это было доказано на эпидемии гриппа высокопатогенного штамма H1N1 (Калифорния). Им тяжело болели и умирали от него только непривитые люди. Те же, кто прошел вакцинацию, либо не болели вовсе, либо болезнь протекала в легкой форме без осложнений».
«Грипп – это высокопатагенозная вирусная инфекция, имеющая характерные клинические проявления, – добавляет заведующая детским инфекционным отделением ГКБ №9 Ирина Корнеева. – Как правило, начинается остро, с резким повышением температуры тела до высоких цифр в первые сутки. Для гриппа характерен сильный озноб, головная, мышечная и суставная боли, тошнота или даже рвота из-за интоксикации организма. Этот вирус отличается высокой скоростью размножения и агрессивностью: всего за несколько часов он глубоко проникает в слизистые оболочки и попадает в кровь, вызывая общую интоксикацию организма.
Болезнь опасна тем, что может вызвать осложнения, спровоцировав обострение хронических заболеваний. Чаще всего это заболевания бронхолегочной системы, вызванные бактериальной инфекцией на фоне снижения иммунитета, – бронхиты и пневмонии, которые, кстати, чаще всего и являются причиной летальных исходов. Могут быть осложнения со стороны лор-органов – отиты, синуситы, трахеиты, риниты. Нередко на фоне гриппа развиваются миокардиты, перикардиты и даже осложнения со стороны центральной нервной системы – менингиты, менингоэнцефалиты и невралгии.
Особенно опасен грипп для маленьких детей, иммунная система которых не до конца сформировалась и не способна адекватно противостоять таким агрессивным вирусам. Поэтому родители должны уделять должное внимание вопросам вакцинации детей».
Андрей КОВАЛЕНКО