Новый способ оплаты медицинской помощи, оказанной в круглосуточных и дневных стационарах всех типов на основе законченного случая лечения заболевания, вводится с 1 января 2014 года. Это влечет за собой изменение как некоторых тарифов оплаты специализированной медицинской помощи, так и индивидуальных коэффициентов для каждого лечебного учреждения, имеющего в составе отделение реанимации.
В частности, такие индивидуальные коэффициенты были установлены для пяти челябинских медицинских учреждений: ЧОКБ, ОКБ №3, Дорожной больницы, Областного перинатального центра и медицинского центра «Лотос», а также для медсанчасти ММК. В основном для этих учреждений был изменен объем выплат на лечение с использованием видеоэндоскопических и эндохирургических технологий. Претерпели изменения и тарифы на оказание медицинской помощи в отделениях реанимации и интенсивной терапии, в том числе расходы по страховым случаям с летальным исходом или связанные с переводом больного из ОРИТ в другое лечебное учреждение. А вот расходы на совместное нахождение в стационаре родителя с ребенком до четырех лет или с ребенком старшего возраста при наличии медицинских показаний изменены путем применения к существующему тарифу коэффициента сложности курации.
Коснулись перемены и оплаты медицинской помощи в зависимости от уровня ее оказания. Так, к первому уровню отнесены медицинские организации, оказывающие преимущественно первичную медико-санитарную, первичную специализированную или скорую медицинскую помощь, то есть центральные районные больницы, городские, районные, участковые больницы, городские поликлиники, станции скорой медицинской помощи. Ко второму уровню относятся медицинские организации, имеющие в своей структуре специализированные межрайонные отделения или центры, а также диспансеры, многопрофильные больницы, оказывающие специализированную, но не высокотехнологичную медицинскую помощь. Третий и самый высокий уровень оказания медицинской помощи установлен для учреждений, предоставляющих специализированную, в том числе и высокотехнологичную медицинскую помощь.
Еще одно новшество в тарификации обязательного медицинского страхования – это финансирование из средств ОМС Челябинского федерального центра сердечно-сосудистой хирургии. В частности введены тарифы на оплату лечения заболеваний на некоторые виды кардиохирургических вмешательств, в том числе и для проведения рентгенохирургических методов обследования со стентированием, на имплантацию однокамерного электрокардиостимулятора; а также тарифы на оплату исследований сердца, проводимых на рентгеновских компьютерных и магнитно-резонансных томографах для взрослого населения Челябинской области. Как сообщает пресс-служба ФОМС, на оплату данных медицинских услуг выделено более 67 млн рублей.
Изменились тарифы и на оплату госпитализации некоторых категории взрослого застрахованного населения, например, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», бывших несовершеннолетних узников концлагерей и фашистских гетто в период Второй мировой войны. Иначе будет оплачиваться стационарная медицинская помощь по профилю «акушерство и гинекология». Здесь тарифы являются комплексными и включают расходы на оказание медицинской помощи не только беременным женщинам и роженицам, но и новорожденным детям.
Также продолжит работу телефонная горячая линия ТФОМС Челябинской области, специалисты которой помогут позвонившим разобраться в вопросах, связанных с оказанием бесплатной медицинской помощи. Номер горячей линии 8-800-300-1-003. Звонок со всех телефонов бесплатный.
К слову, за прошлый год число обратившихся по горячей линии достигло без малого семи тысяч человек. Самыми животрепещущими оказались вопросы обеспечения полисами ОМС: 1823 человека интересовались не только тем, где и как можно получить полисы, но и как сменить страховую медицинскую организацию. Чуть меньше – 1700 человек – обратилось с претензиями по качеству бесплатной медицинской помощи, невозможности выбора врача и медицинского учреждения, по отсутствию лекарственного обеспечения медицинских учреждений и даже по отказам в оказании бесплатной медицинской помощи.
«Люди стали реже жаловаться на незаконное взимание денежных средств за оказание медицинской помощи в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения, но стали чаще обращаться по поводу грубого отношения медперсонала, очередей к специалистам и трудностей с получением талонов, в том числе и на обследования, – рассказала заместитель директора ТФОМС Челябинской области Татьяна Инсарская. – Изменился и тон обращений граждан: скандальное поведение сменилось четкими формулировками вопросов».
Таким образом, жители Челябинской области стали обращаться на линию не для того, чтобы высказать свое недовольство, а за получением объективной и достоверной информации по волнующим их вопросам. Практика показала, что за те три года, что существует телефонная горячая линия по правам пациентов, ее специалисты внесли ощутимый вклад в повышение правовой грамотности южноуральцев в области медицинского страхования. Ежедневно граждан консультируют медики, психологи, юристы, которые объясняют основные права и обязанности пациентов при обращении за бесплатной медицинской помощью. «Если же проблемы, с которыми обратился человек, не входят в компетенцию территориального ФОМС Челябинской области, например, вопросы по организации работы медучреждений или обеспечение медикаментами льготных категорий граждан, то специалисты горячей линии переадресуют их по компетенции в другие учреждения», – напомнила Татьяна Инсарская.
Однако при возникновении экстренных ситуаций сотрудники горячей линии связываются непосредственно с представителями медицинских учреждений, работающих в системе ОМС Челябинской области, чтобы помочь пациенту решить возникшую проблему. Таким образом, никто из звонивших не остался без консультативной помощи.