Челябинские кардиохирурги предложили альтернативу повторным операциям при осложнениях после протезирования клапанов сердца. Первые две уникальные операции по новой методике наши врачи уже провели, а пролеченные пациенты буквально на следующий день после операции выписаны домой, чувствуют себя нормально и даже уже приступили к работе.
Сегодня операции по протезированию клапанов сердца, как митрального, так и аортального, уже не редкость. Выполняются они довольно давно, однако до сих пор связаны с определенным риском осложнений, когда по различным причинам между стенкой сердца и вшитым протезом возникает отверстие – парапротезная фистула. «Она возникает в 5-15% случаев. Это очень серьезное осложнение, которое тяжело переносится больными. Недостаточность клапана обязательно требует оперативного вмешательства», – поясняет заместитель главного врача по медицинской части Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии Владимир Куватов. Дело в том, что при появлении фистулы возникает обратный ток крови в желудочек или в предсердие – в зависимости от того, какой клапан был заменен. Это грозит пациенту сердечной недостаточностью.
Стандартом лечения такого осложнения на сегодняшний день является повторная открытая операция на сердце с искусственным кровообращением и заменой клапана на новый. Такое вмешательство очень травматично для пациента, имеет высокий процент летальности – до 25%. Хирургически провести такую операцию сложнее, поскольку врачам приходится пробираться до нужного места в главном органе человеческого тела через рубцы и спайки, оставшиеся после первой операции. Угрозу для жизни пациента представляет высокий риск кровотечения, а также ограниченный ресурс сердечной мышцы.
Свести риски для пациентов к минимуму помогла изобретательность известного южноуральского кардиохирурга Сергея Пискунова. Он предложил закрывать парапротезную фистулу с помощью окклюдера – специального устройства из тоненькой проволочки, выполненной из сплава никеля и титана, металла с памятью формы. «Достаточно давно окклюдеры используются нами для лечения врожденных пороков сердца у детей, но жизнь вынуждает использовать их и для других целей, ведь медицина – профессия творческая, и если есть какая-то проблема, врачи пытаются решить ее разными путями, – признается заведующий рентген-хирургическим отделением кардиоцентра Сергей Пискунов. – В данном случае проблема действительно актуальная, слишком высока летальность после повторной операции».
В отношении последних двух пациентов кардиоцентра, которым потребовалась повторная операция, кардиохирург решил применить новую методику. Окклюдеры к проблемным местам сердец пациентов специалисты доставили через бедренную артерию с помощью тоненькой трубочки диаметром два миллиметра. «В растянутом виде окклюдер доставляется в нужное место и занимает свою, заданную на фабрике, форму», – поясняет кардиохирург.
Манипуляция, конечно, потребовала от доктора мастерского владения сложными эндоваскулярными технологиями. «Пациенту было произведено закрытие парапротезной фистулы митрального клапана, – продолжает специалист. – Чтобы дойти до нужного места, необходимо было пройти через аорту в аортальный клапан, потом повернуть в обратную сторону и установить окклюдер на обратном ходу. Причем это отверстие еще нужно было найти – на снимках оно никак не было обозначено, виден только сам механический протез, а где это отверстие рядом с ним, представить крайне трудно, а уж тем более в него попасть. Сложность заключалась еще и в том, что струя крови бьет по инструменту, постоянно его сносит, и попасть в это маленькое отверстие, чтобы его закрыть, очень непросто». Однако хирург справился, провел доставляющее устройство к нужному месту и успешно имплантировал окклюдер.
Надо сказать, в мировой и российской практике единичные случаи использования окклюдеров при таком диагнозе уже встречаются и описаны в литературе, однако Сергей Анатольевич сумел предложить более простую методику, соответственно, более безопасную для пациентов. «В описанных случаях для того, чтобы создать систему для закрытия отверстия, проводится пункция предсердия и создается общая система между венозной и артериальной системами. В методе, что я использовал в данном случае, мы обошлись без прокола межпредсердной перегородки, поэтому можно считать эту методику эксклюзивной», – поясняет Сергей Анатольевич.
При всей сложности вмешательства южноуральские пациенты, которым впервые были проведены уникальные бескровные операции, признаются, что и не подозревали, что стали первопроходцами. По словам 54-летнего пациента кардиоцентра Сергея Евсикова, перед операцией врачи были абсолютно спокойны и настраивали только на благоприятный исход. «Операция шла порядка двух часов, все это время я был в полном сознании и ощущал все манипуляции, которые происходили, – вспоминает пациент. – Вокруг меня было много приборов, был большой робот, который манипулировал в области грудной клетки, я так понял, он меня просвечивал (ангиограф. – Прим. автора). Сами манипуляции были абсолютно безболезненными – можно сравнить с ощущением, когда по телу ползет маленькая мушка, только она не снаружи, а внутри. Если честно, только сейчас узнал, что я – первый пациент, которому провели уникальную операцию, думал, что она рядовая. Теперь даже немного горд этим».
Операция прошла успешно, как, впрочем, и у второго пациента, и уже на следующий день врачи отпустили мужчин домой. Такое вмешательство избавило пациентов не только от серьезных рисков, но и от периода тяжелого восстановления после операции. Сегодня они уже вернулись и на работу, и к прежней жизни. А у врачей кардиоцентра продолжаются трудовые будни, в которых всегда есть место поиску, творчеству и, конечно, подвигу.