Здоровье Слушай и лечись. Часть вторая

Слушай и лечись. Часть вторая

Музыка, бесспорно, влияет на наш организм, в частности на работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, но основной мишенью, которую поражают звуки, является все же нервная система. И от того, насколько гармоничными и правильно подобранными будут эти звуки, зависит ее состояние, работа и даже излечение некоторых заболеваний.

Под музыку Вивальди печалиться давайте

Не секрет, что некоторые композиции у нас вызывают печальные воспоминания и даже слезы, а другие – придают бодрости, и ноги как будто сами просятся в пляс. «Связывать с музыкой какие-то эмоциональные переживания – нормально для человека, – поясняет психолог Наталья Дрозд. – Именно поэтому у влюбленных есть «свои мелодии», поэтому нам так врезаются в память детские песни». Изучая эту особенность человеческой психики, неврологи и психиатры предлагают использовать музыку для облегчения тяжелых состояний пациентов или выведения их из таких состояний. В частности, знаменитый невролог Оливер Сакс разработал целую систему музыкотерапии для пациентов в состоянии кататонии или близких к нему. Примером послужил один из пациентов доктора Сакса, который почти не двигался и не реагировал на людей, но после прослушивания любимой музыки сумел «очнуться», стал откликаться на произнесение его имени.

Ученые доказали, что музыка не только развивает возможности мозга, но и способствует его восстановлению. Сотрудники университета Хельсинки доказали, что прослушивание музыки играет огромную роль в реабилитации людей, перенесших инсульт. В эксперименте с музыкальной терапией приняло участие более тысячи пациентов, и у 890 из них процессы восстановления вербальной памяти и концентрации внимания протекали на 30% быстрее.

Этот опыт перенимают врачи, наблюдающие пациентов с болезнью Альцгеймера, эпилепсии или шизофрении и даже афазии. При этом важна музыка не сама по себе, она должна нести некий эмоциональный заряд. «Мы тщательно изучаем музыкальные предпочтения пациентов с афазией, приобретенной в результате опухолей, травм или инсультов головного мозга, – говорит невролог Лассо Каукомаа. – И выстраиваем сеансы терапии таким образом, чтобы заставить больных пережить самые яркие позитивные эмоции. Именно они гармонично упорядочивают сигнальные процессы, протекающие в коре головного мозга, что возвращает мозг в то время, когда он активно развивался».Таким образом, музыкотерапия направлена на то, чтобы заставить мозг вспомнить «лучшие свои дни» и восстановить те процессы, что протекали в это время.

Под джаз и звуки арфы

Официальная наука подтверждает тот факт, что люди с музыкальным образованием быстрее реагируют на речь, обладают острым мышлением и чаще способны креативно подходить к решению задач. Дело тут не столько в творческих натурах музыкантов, сколько в том, что занятия музыкой помогают мозгу лучше развиваться. «Любая игра на музыкальных инструментах задействует обе руки, а значит способствует развитию обоих полушарий головного мозга, – делится опытом преподаватель игры на фортепиано Анастасия Грушина. – Следовательно, это улучшает реакцию мыслительных процессов».

Музицирование врачи давно используют для помощи детям, страдающим дислексией, поскольку музыка формирует нервные пути, необходимые для распознавания слов, букв и цифр. А обучение игре на музыкальных инструментах в раннем возрасте способствует развитию зон мозга, ответственных за изучение языков. Кроме того, полученные навыки увеличивают возможности нервной системы перерабатывать информацию, поступающую от нескольких органов чувств одновременно. Доказано, что люди, играющие хотя бы на одном музыкальном инструменте, способны делать несколько дел одновременно, у них лучше координация движений и выше концентрация внимания.

Этот эффект музыки немецкие стоматологи взяли на вооружение при лечении зубов у детей. Юным пациентам перед началом процедуры предлагается придумать историю к той музыке, которая будет звучать во время работы врача. После чего ребенку включается композиция, подобранная под темперамент и возраст, и стоматолог приступает к работе. В конце лечебной процедуры дети рассказывают врачу свои истории. «Эта практика направлена не только на снижение страха перед посещением врача, но и способствует снижению болевых ощущений во время процедур, – рассказывает ведущий специалист клинки детской стоматологии Томас Таенс. – Дело в том, что музыка способствует развитию абстрактного мышления, фантазии, воображения, и чем сильнее этот мыслительный процесс, тем меньше мозг реагирует на ощущения, которые испытывает тело».

Этот же принцип положен в основу оказания паллиативной помощи онкологическим больным в госпитале святого Николая в Сан-Диего. «Болевые ощущения, конечно, не уходят, просто мелодичные звуки помогают человеку перестать фокусироваться на том, что причиняет ему дискомфорт, – считает онколог Стивен Глори. – При этом нет никакой конкретной композиции, которая бы заставляла человека отвлечься от неприятных ощущений. Каждому пациенту успокаивающими кажутся треки, которые ему знакомы и вызывают приятные воспоминания».

При этом ученые выявили довольно явную зависимость восприятия мелодий от того, в каких культурных традициях формировалась личность больного. Например, большинство афроамериканцев считают, что им помогает джаз, а жители Тайваня предпочитают звуки арфы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления