Челябинскому областному клиническому онкологическому диспансеру поручено взять шефство над региональными коллегами по развитию ядерной медицины в России. 10 апреля состоялась первая региональная конференция, собравшая в столице Южного Урала специалистов этой отрасли со всей страны. В рамках мероприятия онкологи поделились инновационными технологиями в ядерной медицине, перспективными методами диагностики и лечения, обсудили вопросы, касающиеся работы и дальнейшего развития данного направления.
«Сегодняшнее событие знаковое для нас, мы ждали его где-то последние пять лет: собрались люди, которые вслед за нами прошли путь по созданию ПЭТ-центров и высокотехнологических радиационных отделений, – отмечает главный врач Челябинского онкодиспансера Андрей Важенин. – Мы здесь выступаем в роли старших братьев, поскольку первыми в России после наших столиц запустили эту технологию. Соответственно, у нас было давнее желание собрать к себе тех, кто пошел вместе за нами, но несколько позже».
Этому мероприятию способствовала Всероссийская конференция специалистов по ядерной медицине, которая месяц назад прошла Москве. «Мы условно разделили полномочия: Москва занимается федеральными программами и контактами с Западом, а нас попросили курировать региональные центры ядерной медицины», – продолжает тему главный онколог области. Не откладывая в долгий ящик, южноуральские специалисты решили провести первую встречу со специалистами из Казахстана, Красноярска, Тюмени, Казани и других российских городов.
Южному Уралу действительно есть чем поделиться с коллегами. «В регионе уже около 15 лет работают центры нейтронной терапии в Челябинске и Снежинске, мы много лет занимаемся ускорительными технологиями, с 2000 года начали лечить костные метастазы стронцием. Мы вторыми в России открыли отделение радионуклидной терапии, наш ПЭТ-центр самый старый из региональных и самый опытный, еще один ПЭТ-центр успешно работает в Магнитогорске», – перечисляет Андрей Важенин. При этом и планов у челябинских онкологов не меньше: в ближайшей перспективе – расширение спектра ПЭТ-исследований, появление новых технологий в лучевой терапии, уже начаты переговоры с представителями корпораций «Росатом» и «Роснано», сотрудничество с которыми позволит еще активнее развивать ядерные технологии в диагностической и лечебной медицине.
Опыт южноуральских коллег уже помог многим регионам избежать ошибок и некоторых проблем, с которыми как первопроходцы сталкивались челябинцы. «В Краснодарском крае мы построили два объекта, которые относятся к ядерной медицине, – это отделение радионуклидной терапии и ПЭТ-центр. Объекты почти готовы, отделение радионуклидной терапии сможет принять больных через месяц, ПЭТ-центр находится на этапе пуско-наладочных работ. За время строительства это не первый мой приезд в Челябинск для обмена опытом, для того, чтобы решить какие-то вопросы строительства и введения объектов в эксплуатацию», – отмечает директор центра ядерной медицины Сибирского клинического центра ФМБА России Наталья Чанчикова.
Кроме того, специалисты подчеркивают, ядерная медицина – направление очень молодое для нашей страны, соответственно, возникает масса вопросов в разных ее сферах, а литературы с медицинской и уж тем более юридической информацией крайне мало. При этом именно законодательные сложности зачастую тормозят развитие нового направления в России. «Мы, например, не имеем права передавать радиофармпрепарат в другие клиники, – приводит пример заместитель главного врача по медицинской части Клинического онкологического диспансера Республики Татарстан Рефат Куртасанов. – Процесс изготовления радиофармпрепаратов дорогой, тяжелый, наукоемкий, он заключается в том, чтобы изготовить радиоактивное вещество, затем его соединить с биологически активной молекулой, после чего ввести его пациенту и провести диагностику. Строить много ПЭТ-центров очень затратно, достаточно построить один, в нем производить радиофармпрепараты и возить их в разные учреждения здравоохранения, которые могут находиться на расстоянии даже сотни километров друг от друга. Однако закон делать этого не позволяет. В законе вообще очень туманно прописаны разрешительные моменты использования этих методик, и очень сложно не попасть в ловушку юридических формальностей».
В большинстве регионов сегодня остро стоит и вопрос подготовки кадров для ядерных центров, причем как медицинских, так и инженерных, которые могли бы обслуживать серьезное медицинское оборудование. Челябинск в этом плане в выгодной позиции, во многом благодаря наличию закрытых городов. «Раньше инженеров мы готовили штучно, но год назад заключили договоры с филиалами МИФИ в Озерске и Снежинске, уже готовятся специалисты, и активное участие в их подготовке принимает ЮУрГУ. У нас все физики – это доморощенные ребята, поэтому проблемы с кадрами управляемы и решаемы», – отмечает Андрей Важенин. Другим регионам в этом плане сложнее, приходится тратить довольно серьезные средства на переподготовку выпускников в федеральных и даже зарубежных центрах.
Однако, несмотря на массу возникающих проблем и вопросов, специалисты уверены – ядерная медицина в России уже обретает лицо и некую масштабность, что очень важно, ведь сфера ее применения касается не только онкологии, но и многих других разделов медицины.