Любое недомогание у ребенка вызывает беспокойство родителей, однако они не всегда знают, как грамотно себя повести и к кому обратиться за помощью. Так, в редакцию 74.ru обратился челябинец Александр Серчанский, сыну которого отказали в выезде бригады детской неотложной помощи. По мнению родителей, это должно было произойти незамедлительно, однако в службе детской неотложки считают иначе. В каких случаях необходимо вызывать неотложку, а когда можно дождаться педиатра, попробуем разобраться в этом непростом вопросе.
«Не раз встречал в Интернете информацию об отказах в выезде детской неотложки, а теперь столкнулся с этим сам, — рассказывает отец четырехлетнего Стефана Александр Серчанский. — 30 апреля утром все было нормально, но через некоторое время сын лег в кровать и начал кричать — жаловался на сильные боли в животе, плакал, ничего не ел, позже его вырвало. В 9:00 супруга позвонила в неотложную помощь по телефону 772–13–22, чтобы вызвать врачей ребенку, но оператор отказалась принимать вызов, сославшись на какие-то инструкции. Якобы до двух вызовы принимают на педиатров, а после двух неотложка. При этом она отказалась представиться и бросила трубку, посоветовав вызывать участкового врача из поликлиники. Мы живем в Чурилово, педиатра обычно приходится ждать долго, он ведь приходит в течение дня — у него нет строгих ограничений по времени, как у скорой. Мы, конечно, вызвали участкового, но ребенку было очень больно, он плакал, поэтому мы обратились в скорую помощь».
Родители решили не оставлять дело об отказе в медицинской помощи ребенку и написали обращение в горздрав, однако в ведомстве подтвердили правомерность действий сотрудников неотложки. «Первую половину дня вызовы действительно обслуживают участковые педиатры, а неотложная медицинская помощь в это время выезжает на активы — осуществляет патронаж тех детей, к которым врачи выезжали накануне, если это необходимо», — пояснила руководитель челябинского горздрава Наталья Горлова. — В рабочее время при не угрожающих жизни состояниях родители вызывают участкового педиатра, после двух — неотложку».
Конечно, есть исключения, например, вызовы с высокой температурой неотложка может принять и в первой половине дня. Дело в том, что у диспетчеров имеется расписание работы участковых педиатров.
«Если диспетчер видит, что врач на момент вызова находится на территории и обслуживает вызовы, он быстрее доберется до пациента, чем неотложная помощь, то, скорее всего, порекомендует вызвать участкового специалиста. Другая ситуация, когда педиатр будет обслуживать вызовы во вторую смену или уже обслужил и вернулся с вызовов», — добавляет эксперт.
Врачи также отмечают, что родители нередко паникуют зря: для некоторых температура у ребенка 37,4 — уже верх неотложности, поэтому задача диспетчера службы — дифференцировать вызовы.
«Если у родителей возникли сомнения, какого специалиста вызвать, необходимо позвонить либо в неотложную помощь, либо в регистратуру поликлиники. Прием вызовов осуществляет диспетчер — сотрудник хоть со средним, но с медицинским образованием, как правило, с фельдшерским. Специалист сможет отличить срочный вызов и сориентировать родителей, стоит ли ждать педиатра, необходима ли неотложная или скорая помощь», — советует Наталья Владимировна.
Надо сказать, ситуация со Стефаном закончилась благополучно. Приехавшие специалисты скорой диагностировали расстройство пищеварения и порекомендовали лекарство. В принципе родителей плачущего малыша, конечно, можно понять, но все же выходит, что диспетчер неотложки вызов дифференцировала верно, и малыш мог дождаться врача. А вот скорая помощь в этот момент могла понадобиться более тяжелому пациенту, и это тоже факт.
Итак, когда нужно вызывать неотложку, а когда участкового педиатра? Жестко определенных требований по вызову специалистов этих служб нет, каждый случай индивидуален, поэтому диспетчеры стараются в подробностях расспросить о состоянии ребенка.
«До двух часов мы можем выборочно принять вызовы с высокой температурой выше 38,5 градусов, если у ребенка жидкий стул более пяти раз, обильная сыпь, вялость, особенно если это дети младшего возраста, — перечисляет заведующая службой неотложной медицинской помощи детям Центрального и Советского районов Надежда Гончарова. — Предварительно мы тщательно опрашиваем о симптомах, у нас разработан алгоритм такого опроса, чтобы четко понимать состояние ребенка. Просто так мы никому не откажем. После двух часов все вызовы мы берем на себя».
Главное, что нужно усвоить родителям, неотложка — это не скорая. Служба берет на себя не угрожающие жизни состояния. Поводом для вызова неотложки, как и участкового педиатра, может быть повышение температуры, боли различной локализации, рвота, сыпь, кашель. Срочность вызова определит диспетчер. А вот с более серьезными состояниями — травмами, отравлениями, судорогами, потерей сознания, если ребенок начал задыхаться, у него непрекращающийся приступ кашля и другими необходимо вызывать скорую помощь, которая сможет провести реанимационные мероприятия, оказать первую помощь и доставить больного в стационар.
Пункты детской неотложной помощи в Челябинске работают круглосуточно.
Металлургический район,
адрес: ул. 32 годовщины Октября, 31,
Телефон: 722–49–19, 722–78–71.
Курчатовский и Калининский район,
адрес: Комсомольский проспект, 132,
Телефон: 794–09–17, 794–09–18.
Советский и Центральный район,
адрес: ул. Кузнецова, 10,
Телефон: 269–00–97.
Тракторозаводский район,
адрес: ул. Культуры, 57,
Телефон: 772–12–47, 772–13–22.
Ленинский район,
Адрес: ул. Шота Руставели, 16,
Телефон: 256–95–09.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА