Здоровье Трансплантация: шаг к нормальной жизни

Трансплантация: шаг к нормальной жизни

Первая пересадка почки в Челябинской области прошла в 2009 году, и за это время сделан значительный шаг вперед. Сегодня операции по трансплантации почки как один из видов высокотехнологичной медицинской помощи проводятся хирургами Челябинской областной клинической больницы регулярно.

Показанием к трансплантации почки является терминальная стадия хронической почечной недостаточности – финальный этап течения хронических и врожденных болезней почек, травм и урологических заболеваний. Таким пациентам для сохранения жизни требуется заместительная почечная терапия: хронический гемодиализ, перитонеальный диализ либо трансплантация почки, которая по сравнению с диализом имеет наилучшие результаты в плане увеличения продолжительности жизни и ее качества. Трансплантация почки является оптимальным вариантом и для детей, поскольку на гемодиализе их развитие значительно страдает.

О значимости и особенностях трансплантации почки рассказывает заведующая нефрологическим отделением Челябинской областной клинической больницы, нефролог-трансплантолог высшей категории Людмила Журавлева.

Людмила Юрьевна Журавлева,
заведующая нефрологическим отделением ЧОКБ,
нефролог-трансплантолог высшей категории, главный нефролог Челябинской области

– Преимущества трансплантации почки очевидны. Человек получает возможность не зависеть от диализа – пожизненной процедуры, которая проводится три раза в неделю по четыре часа, то есть всю жизнь больной привязан к аппарату. К тому же диализ имеет ряд серьезных осложнений. С трансплантатом пациент практически полностью реабилитирован. Приходят в норму основные показатели почек, артериальное давление, обменные процессы, исчезает анемия, возвращается функция нормального мочеиспускания. Человек становится относительно здоровым и при минимальных ограничениях возвращается к нормальной, полноценной жизни, может учиться, работать, создавать семью.

Что такое квота на высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП)?
Для услуг, входящих в федеральный список дорогостоящих видов ВМП, государство осуществляет принцип прямого финансирования в рамках региональных квот на ВМП. Рассчитывается стоимость медицинской помощи, входящей в список, и выделяются средства на лечение определенного количества пациентов на год. Квота на ВМП по трансплантации почки составляет 808 000 рублей.

Хроническая почечная недостаточность сейчас может угрожать практически каждому: неконтролируемый прием лекарств, инфекционные заболевания, диабет часто приводят к поражению почек. Средний возраст наших пациентов – около 30 лет. Поэтому очень важно, чтобы как можно больше работоспособных больных могли получить донорскую почку и вернуться к нормальной жизни.

В Челябинской области на сегодняшний день выполнено 55 операций по пересадке почки как от живых родственных доноров, так и доноров со смертью мозга. Потребность в трансплантации почек для области высока – около 800 человек находятся на гемодиализе, по стандартам примерно 60-70% этих пациентов имеют показания для трансплантации, то есть 450-500 человек ждут своей очереди на пересадку. К сожалению, пока мы ограничены в квотах на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Так, начиная с 2009 года выполняли по 10-15 пересадок в год. Однако движение вперед очевидно: на 2014 год выделено 20 квот для трансплантации почек, а на 2015 год запланировано уже 40.

Самое важное после трансплантации – это выживаемость трансплантата и его включение в функционирование организма, а это во многом зависит от полноценной реабилитации.

Все больные с пересаженной почкой в позднем послеоперационном периоде находятся под диспансерным наблюдением в нефрологическом отделении ЧОКБ. Основные мероприятия реабилитации заключаются в оценке клинического статуса пациента, функции пересаженной почки, коррекции доз иммуносупрессивных препаратов, диагностике и лечении различных осложнений. Причем спектр осложнений достаточно широк.

Так, пациентам с пересаженной почкой пожизненно показана иммуносупрессивная (подавляющая иммунные реакции) терапия, чтобы организм не отторгал трансплантат. Поэтому возможны инфекционные осложнения на фоне вторичного иммунодефицита. Может развиться криз отторжения. Процент отторжений невысок – 10-15%, и мы можем их купировать без дисфункции трансплантата, но хочу особо отметить, что чаще всего кризы случаются по причине несоблюдения пациентом предписаний врача, режима приема иммуносупрессивных препаратов, препаратов для профилактики вирусных и бактериальных инфекций. К тому же для больных есть определенные ограничения: не злоупотреблять алкоголем, избегать активного солнца, чрезмерных физических нагрузок, то есть стараться вести размеренный образ жизни.

Однако многие пациенты, получив почку, чувствуют себя словно заново родившимися, забывают обо всех рекомендациях, и это приводит к кризу отторжения, а иногда и гибели трансплантата. Криз отторжения может развиться на любых сроках после трансплантации, однако наиболее опасный период – это первые шесть месяцев после пересадки, когда надо особенно беречься, ходить в маске, не посещать людных мест, ограничить контакт с животными.

Средняя выживаемость трансплантата составляет 8-10 лет, затем возможна повторная пересадка. Сейчас у нас в области 128 человек с пересаженными органами (причем не только с почкой, но и печенью, поджелудочной железой, сердцем). Мы наблюдаем и тех, кто получил донорский орган раньше, в других городах, за границей.

В нашем отделении ведется постоянная научная работа по улучшению отдаленных результатов трансплантации почки, качеству жизни пациентов (проблемы кальциево-фосфорного обмена, сердечно-сосудистой патологии, анемии), оптимизации дозы иммуносупрессивных препаратов, минимизации побочных эффектов.

Трансплантация органов в Российской Федерации осуществляется от живых родственных доноров либо трупов. Пересадка органов от живых доноров, не являющихся родственниками пациента, запрещена законом РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» №4180-1 от 22.12.1992 г.

Отдельно хочу остановиться на проблеме донорства. Число людей, нуждающихся в пересадке почки, постоянно растет. Конечно, любому пациенту предпочтительнее выполнять родственную трансплантацию. Выживаемость трансплантатов от родственных доноров значительно выше, органы имеют лучшую совместимость, пересадка органов от живых доноров позволяет проводить плановые операции, а для некоторых реципиентов трансплантация возможна еще до начала лечения гемодиализом.

Отмечу, для донора основной риск связан с самой операцией, и он минимален. Функции одной почки легко берет на себя другая. Человек с одной здоровой почкой живет столько же, сколько бы жил с двумя, ведет нормальный образ жизни.

Что же касается доноров со смертью мозга, то здесь важным моментом является действующая в Российской Федерации «презумпция согласия» на изъятие органов у трупа. Это означает, что запрет изъятия органов после констатации смерти распространяется только на лиц, которые при жизни в устной или письменной форме подтвердили свой отказ от изъятия органов. Также законным является и запрет ближайших родственников умершего от использования его в качестве трупного донора. Таким образом, согласие на изъятие органов считается данным «по умолчанию», пока не получен отказ. В перспективе планируется создание общероссийской системы в Интернете, где можно оставить прижизненное согласие на изъятие органов в случае гибели или отказ от него.

Следующим этапом на пути развития трансплантологии в Челябинской области станет проведение трансплантации печени. Эти операции считаются одними из самых сложных, и по технологии выполнения намного превосходят пересадку почки. В планах на ближайшие несколько лет также трансплантация сердца и костного мозга.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
ТОП 5
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
«Городские легли под пиндосов»: какой получилась антиутопия Алексея Иванова о Магнитке, Челябе и «Гринписе»*
Дарья Милославская
Мнение
«Идеальный водитель — исключение из нормы»: урбанист — о том, как бороться со смертельными ДТП в Челябинске
Григорий Шевченко
урбанист, общественный деятель
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Объявления