Россия планирует отказаться от использования ртутных градусников к 2020 году. Это произойдет из-за присоединения нашей страны к Минаматской конвенции по ртути, которая настаивает на отказе от этого токсичного вещества и его соединений до 2020 года. Таким образом, изменения коснутся не только привычных нам градусников, но и всех ртутьсодержащих измерительных и осветительных приборов.
Прекратится производство люминесцентных ламп, аккумуляторов, барометров, тонометров и прочих измерительных приборов, а также некоторых видов мыла и косметики и стоматологических пломб из амальгамы. Согласно конвенции к 2018 году должно быть прекращено производство ацетальдегида, где ртуть используется как катализатор, а к 2025 году – производство хлорщелочи с применением ртути.
«На сегодняшний день ртуть является широко распространенным и чрезвычайно опасным загрязнителем, – прокомментировал ситуацию министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской. – Загрязнения ртутью приводят к наиболее опасным экологическим ситуациям не только локального, но и регионального характера».
Его активно поддерживает и Роспотребнадзор, который считает бытовые и медицинские приборы, содержащие ртуть, одними из самых опасных для здоровья. Впрочем, опасения санитарных врачей вызывает не столько сам факт использования ртутных градусников, ламп и прочих изделий, сколько вопрос их утилизации. Дело в том, что вышедшие из строя ртутьсодержащие приборы относятся к отходам первого класса опасности, а значит и процесс их утилизации должен проходить с соблюдением четких правил, чего, увы, не делают ни частные лица, ни некоторые предприятия. Как сообщает на своем сайте Челябинский отдел Роспотребнадзора, в феврале 2014 года в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий в компаниях, осуществляющих полный цикл рекламных работ в Челябинске и области, выявлены грубейшие нарушения санитарных правил в хранении твердых отходов первого класса опасности, в частности ртутных ламп. При этом ВОЗ предупреждает, что ртуть оказывает токсическое воздействие на нервную, пищеварительную и иммунную системы человека, а также на легкие, почки, кожу и глаза.
Однако составители конвенции в особых случаях допускают использование ртути в медицинских измерительных приборах до 2030 года лечебными учреждениями – при условии надлежащего хранения и последующей утилизации таких изделий. Связано это с тем, что ртутные приборы пока одни из самых точных и не зависят от таких факторов, как электромагнитные поля и источники питания.
«Современные электронные термометры и тонометры обладают высокой точностью, однако такие приборы стоят достаточно дорого и не находят широкого применения в бытовых условиях, – делится опытом терапевт Эльвира Терешенко. – Так, например, погрешность бытовых электронных термометров может составлять три–пять десятых градуса».
И если в случае с термометром расхождение в 0,3 градуса Цельсия не столь существенно в назначении лечения, то погрешности тонометров и глюкометров могут серьезно влиять на постановку диагноза или дозирование препаратов.
«Всем своим пациентам я рекомендую калибровать приобретенные электронные глюкометры, поскольку разные производители закладывают в основу измерения разные шкалы, – советует эндокринолог Нина Боронина. – Нередки случаи, когда прибор показывает уровень сахара в крови, скажем, 5,1, а на деле оказывается 4,3. Первая цифра дает основания для постановки диагноза «сахарный диабет», а вторая цифра не превышает норму». Своих пациентов Нина Афанасьевна учит вычислять погрешности домашнего прибора, сдавая кровь на сахар в лаборатории и одновременно производя замеры глюкометром. Две–три таких контрольных сверки позволяют вычислить, насколько «врет» домашний прибор, и вносить в дневник измерений достоверные данные.
Однако у россиян выбора нет: через несколько лет из продажи будут изъяты все ртутьсодержащие измерительные приборы, а значит доверять свое здоровье придется электронике. Радует только одно: с каждым годом высокотехнологичные приборы становятся все более доступны простому обывателю.