Общественная палата России выступила с инициативой привлекать пассажиров для разрешения экстренных ситуаций, возникающих на борту. В частности, если кому-то во время перелета станет плохо, то находящийся в салоне врач, по мнению общественников, должен помощь экипажу оказать медицинскую помощь. Проект идеи уже разослан в Минздрав и Минтранс.
Осуществлять свою задумку Общественная палата предложила следующим образом: пассажиры во время регистрации на рейс будут указывать свою профессию, и если она отвечает списку экстренных помощников, то такому пассажиру будет выдана специальная пластиковая карточка со штрих-кодом, дающая дополнительные полномочия в неотложных ситуациях. За это авиакомпания будет награждать пассажиров-помощников бонусами при обслуживании. Если указанные при регистрации данные будут подтверждены дипломом и сертификатом врача, то такой пассажир попадет в общую базу авиакомпаний и будет иметь привилегии при любых перелетах. Однако врач, полицейский или пожарный, садящийся в самолет, может подписать официальный отказ от помощи экипажу. Как объясняют сами общественники, на такой шаг их толкнули участившиеся смертельные случаи на борту самолетов и в аэропортах.
«Сбор данных о специальностях пассажиров нужен в первую очередь стюардессам. Они будут знать, на каком месте сидит врач, который может провести реанимацию, а на каком – полицейский, который поможет скрутить хулигана и подтвердить, что этот человек действительно угрожал общей безопасности, – поясняет суть проекта член Комиссии ОП РФ по охране здоровья Шамиль Ганцев. – Размещать таких пассажиров нужно тоже с умом – доступно и симметрично».
При этом сами врачи несколько иначе смотрят на проблему. Одни видят в этом ущемление своих прав, другие – попытку найти козла отпущения. «Врачи – такие же люди, как и все остальные, и они имеют право отдыхать так же, как другие граждане России, – возмущается хирург Андрей Бахарев. – Я, например, не очень хорошо переношу полеты и поэтому выпиваю вина, чтобы расслабиться. Как я могу оказывать человеку помощь, если нахожусь в состоянии пусть и легкого, но алкогольного опьянения?»
Иначе смотрит на инициативу профессор Московского авиационного института Юрий Пугачев, который напомнил, что привлечение к ликвидации экстренной ситуации пассажиров возложит на авиакомпании дополнительную ответственность. Доктора же сомневаются, что это произойдет. По их мнению, привлечение врачей к помощи – это как раз попытка снять с авиаперевозчика всю ответственность за летальный случай.
«Если в самолете при тебе кто-то скончается от сердечного приступа, то тебя же потом и к ответственности привлекут, как подписавшего согласие официально, потому что прокуратуре проще засудить рядового докторишку, чем бодаться с авиакомпанией, – уверена терапевт Марина Карчина. – Кроме того, если ты подпишешь официальный отказ от участия в помощи, на тебя же потом и будут косо смотреть: человеку плохо, а этот врач сидит и ничего не делает».
«Зачастую люди слышат только слово «врач» и ничего не понимают в специализации, – считает детский отоларинголог Наталья Буркина. – Приходится долго объяснять, что я лор и ничего не понимаю, например, даже в детской ортопедии или в кардиологии».
Помимо этого врачи опасаются, что если случайно информация о профессии просочится в прессу, то имя доктора, который заранее отказался оказывать помощь на борту, просклоняют на все лады.
Завкафедрой скорой медпомощи и хирургии повреждений Первого Санкт-Петербургского государственного университета имени Павлова Ильдар Миннуллин в интервью «Известиям» назвал идею выяснять профессию пассажиров нежизнеспособной. По его мнению, гораздо разумней в обязательном порядке обучать членов экипажа основам оказания первой помощи и периодически проверять эти знания с помощью обязательных экзаменов.
«Набор экстренных ситуаций, связанных с риском для здоровья человека, на борту довольно ограничен: это внезапные роды, инфаркт, инсульт и кризы некоторых хронических заболеваний, например, артериальной гипертензии или сахарного диабета, – комментирует опасения общественников терапевт Эльвира Терешенко. – И для помощи таким пассажирам требуется серьезная аппаратная и медикаментозная поддержка. Кроме того, в некоторых критических состояниях жизнь человека решают минуты, и даже если врачу удастся реанимировать пассажира, то ему в течение получаса должна быть оказана серьезная медицинская помощь. Возможно ли за это время посадить самолет и доставить больного в клинику?»
Прогноз врача неутешителен: пассажиры, у которых в полете наступило критическое состояние, скорее всего, будут умирать на борту, ибо оснащать самолеты реанимационным оборудованием авиакомпаниям нет смысла. «А если у кого-то началась рвота из-за укачивания или паническая атака, то с этим стюардессы могут справиться и без врача», – резюмирует Эльвира Терешенко.
Пока что ни авиакомпании, ни Минздрав с Минтрансом, ни силовые ведомства не дали своего ответа на инициативу Общественной палаты. По прогнозам специалистов, данный проект будет отвергнут или отправлен на существенную доработку.
Напомним, в самолете во время возвращения из Барселоны из свадебного путешествия с женой 18 августа этого года стало плохо с сердцем Артему Чечикову. Жизнь парня до экстренной посадки в Москве поддерживал случайно оказавшийся на борту реаниматолог Валерий Лукьянов, но, когда борт приземлился, в аэропорту Шереметьево не оказалось реанимобиля и дефибриллятора. Помощь в столице, по свидетельству пассажиров, прождали полтора часа. По факту смерти молодого человека главврач аэропорта Артур Бунин был отстранен от работы. Вдова А. Чечикова по согласованию с его родителями обратилась в Курчатовский райсуд с иском о компенсации морального вреда на 30 млн руб. Все о трагедии по материалам 74.ru читайте здесь.