Этим летом отдыхали всей семьей на курорте, где познакомились с довольно милой семьей из Перми. Папа – детский хирург, мама – учитель немецкого. У них двое детей: старший на тот момент готовился пойти в первый класс, младший – в детский сад. Семья спокойная, без «закидонов».
Единственное, что меня насторожило уже на второй день нашего знакомства – их дети просто не отлипают от экранов гаджетов. У старшего сына есть свой смартфон, на котором он с утра до вечера играет в различные игрушки. Младший, едва проснувшись, требует «мути» – так он называет мультики, которые папа ему включает на своем планшетнике. Видя мою растерянность и даже озабоченность происходящим, мама сочла нужным оправдаться: «Так хорошо, что сейчас есть планшетники. Ребенок дома, не шляется по улице. Сидит, играет».
К этому разговору мы вернулись через неделю, когда старший мальчик случайно уронил свой телефон и повредил экран. Папа отнес телефон в ремонт, но пока гаджет находился в сервисе, у ребенка началась настоящая ломка, как у алкоголика в период абстинентного синдрома. Он капризничал, вел себя агрессивно, он потерял аппетит и буквально не находил себе места. Все мои попытки увлечь его игрой пали прахом: мальчик не мог сосредоточиться ни на чем дольше пяти минут, ему не доставляло удовольствия ни море, ни поездка на скутере, ни мороженное, ни поход в пещеры или дельфинарий.
О причине такого поведения ребенка мы и разговорились с его мамой, которая была уверена, что сын просто перегрелся на солнце. Мне было удивительно, как такие, казалось бы, информированные о детском развитии родители – педагог и врач – не понимают, что с их чадами делает современная техника. А она делает довольно ужасные вещи.
«С каждым годом растет число детей с задержкой речевого развития по вине электронных гаджетов и телевизора, – рассказывает главный детский психиатр Челябинской области Татьяна Смирнова. – Ребенок с рождения не учится пользоваться речью, потому что его каналы восприятия работают только в одну сторону».
Родители умиляются тому, как малыши, которым несколько месяцев от роду, с упоением смотрят простенькие мультфильмы по телевизору, совершенно не понимая того, что ребенок в данном случае является пассивным участником речевой ситуации. Его мыслительная деятельность развивается однобоко. Отсюда и проблемы с речью.
«К нам все чаще обращаются за помощью родители, у которых дети начинают говорить в пять, а то и в шесть лет, – поделилась тревогой главный детский психиатр УрФО министерства здравоохранения России Елена Малинина. – И это не связано с какими-то патологиями речевого аппарата. Речь идет о задержке развития».
Еще одна распространенная картина – с утра до вечера работающий на полную громкость телевизор. Мамы оправдываются тем, что ребенок его не смотрит. Если ребенку надоела движущаяся картинка, он, конечно, может отвернуться. Но от звука он не может уйти и вынужден слушать против своей воли. Когда канал восприятия перегружен, мозг его просто блокирует. Постепенно это входит в привычку, и постоянная блокировка начинает тормозить развитие.
Еще одна проблема, которая вырастает из чрезмерного увлечения ребенка гаджетами, – педагогическая. Привыкший общаться с компьютером или телевизором, малыш перестает слышать и, что самое главное, слушаться родителей. Непослушные дети – это дети, воспитанные телевизором.
«Маленький ребенок учится нормам поведения у того, кто проводит с ним больше времени, а значит и является авторитетом, – поясняет педагог начальной школы Ольга Буторина. – Если это родители, то он считает их авторитетом, если это планшетник, то место воспитателя занимает он. И потому совершенно логично, что дети не слушаются родителей: они просто не считают маму и папу кем-то важным».
Еще один урон, который наносят гаджеты подрастающему поколению, – неумение строить отношения.
«Ребенок смотрит мультики, где один герой бьет другого молотком по голове, он играет в игры, где надо убивать героев из противоположного лагеря. Таким образом, у него не формируется правильное отношение к ценности чьей бы то ни было жизни и здоровью, – продолжает Ольга Буторина. – Кроме того, дети не имеют возможности на практике научиться строить отношения, договариваться, решать конфликты».
Некоторые ученые, врачи и педагоги этим объясняют возросшее во всем мире число детей-аутистов. Ребенку просто не нужно общение, пока он получает его суррогат из гаджетов. Он с самого рождения приучен только потреблять информацию, но не делиться ей с окружающими.
Однако почему при всех очевидных минусах влияния компьютеров и телевидения родители не только не пытаются оградить от них детей, но и наоборот, всячески поощряют этот союз? Ответ прост: это удобно мамам и папам. Занятый мультиками или компьютерной игрой, ребенок не пристает с расспросами, не надо тратить силы и время, чтобы увлечь его чем-то. К тому же ответственность за воспитательную и обучающую роль тоже можно переложить на телевизор. Сегодня создается очень много передач, которые учат ребенка познавать мир, но никакая даже самая развивающая передача не заменит малышу реального общения с миром. Даже самые реалистично нарисованные животные не заменят тех эмоций, которые малыш испытает, гладя козочку в контактном зоопарке или играя с собакой.
«Наш мозг устроен таким образом, чтобы собирать, обрабатывать и хранить информацию, извлекая ее в нужный момент, – подводит итог Ольга Буторина. – С чем столкнется на улице ребенок, который познавал мир через сенсорный экран? Скорее всего, окружающая среда покажется ему враждебной, и он поспешит вернуться в безопасный и примитивный мир компьютерных игр, телепередач и мультфильмов».