Это началось в середине октября. В понедельник в детский сад позвонили родители Веры Малининой.
– У нас скарлатина. Вчера поднялась температура, всю обсыпало. Вызвали скорую, предварительно ставят скарлатину.
Медики сразу же устроили в группе настоящий переполох. Когда я к половине девятого привела детей в сад, в группе стоял тарарам. Ковры уже сняли, собрали все игрушки, канцелярию, а дети шумно старались поделить между собой остатки того, что еще не успели сгрести в большие корзины для санобработки.
Воспитатель, пробежавшая мимо раздевалки с тазиком, из которого отвратительно воняло хлоркой, сообщила, что объявлен карантин, и Жене в группу нельзя.
Женя – это мой старший. Он ходит в подготовительную группу того же детского сада, и традиционно мы вместе с ним заводим Танюшку, переодеваем, целуем, а потом поднимаемся в его группу на второй этаж. Что ж, ритуал пришлось менять. Оставив дочь самостоятельно раздеваться, повела сына через другой уличный вход.
Опять же интересно: пройдя через группу, ребенок может подхватить заразу, а то, что дома он находится в тесном контакте с сестрой из карантинной группы, – это медиков не особо волнует. Ну да ладно, это уже не мои проблемы, главное – без ущерба для психики обоих детей доставить их в садик через разные входы. Благо, карантин – не первый, да и дети подросли, так что с этой задачей справиться мне уже по силам в одиночку.
Скарлатина – инфекционная болезнь, вызванная обычно гемолитическим стрептококком группы А. Проявляется мелкоточечной сыпью, лихорадкой, общей интоксикацией, ангиной. Заражение происходит через предметы обихода (посуда, игрушки, белье). Особенно опасны больные как источники инфекции в первые дни болезни.
Надо сказать, утром я не придала особого значения произошедшему событию, ведь карантин для садика не редкость, разве что карантин по скарлатине мы переживали в первый раз. Весь ужас этого карантина я ощутила вечером, когда пришла за дочерью. В голой группе стоит стойкий запах хлорки, все игрушки изъяты, остались только большие кожаные модули, из которых можно что-то построить. В углу, где находится музей, красуются какие-то предметы, но их трогать детям в принципе запрещено. Принесенные раскраски и цветные гелевые ручки вместе с куклой тщательно запрятаны в Танюшкином шкафчике. Дети сидят за голыми столами и слушают сказку.
– Завтра с собой ничего не приносите, – вздохнула педагог. – Нам не разрешают ни рисовать, ни лепить. Игрушки должны обрабатываться, так что из дома приносить ничего нельзя.
Сказать, что воспитатель была замучена – ничего не сказать. Без няни провернуть в группе глобальную санобработку, да еще когда в группе двадцать детей, непросто. Плюс каждый раз после еды ей необходимо не только помыть за всеми посуду, но потом еще и замочить ее в хлорке, потом снова промыть. В общем, игрушек нет, и детей хочешь – не хочешь надо чем-то занимать, причем делать это в перерывах между обязательными санмероприятиями. Воспитатель в группе одна, вторая – на больничном, няня – тоже. Так что все свалено на одного человека. Если учесть, что дети в карантин не выходят из группы, кроме дневной прогулки, и занять их особо нечем, утихомирить шумную компанию очень непросто.
А тут еще и английский. Именно с этого понедельника в садике приступили к занятиям после каникул педагоги частной школы. Английский – страсть Танюшки. Целых четыре месяца дочь ждала возобновления занятий. В сад мы, естественно, пришли с папкой, в которой красовался новенький учебник, но из-за карантина он не пригодился. На выходе из центрального входа садика, где Таня ждала нас с Женей, она кинулась к своей любимой Ларисе Дмитриевне, спешившей на занятия, и, обхватив ее за колени, начала рыдать: «Ну возьмите меня на урок! Ну пожалуйста!»
В общем, непростой день в садике завершила жуткая истерика. Взять больничный, когда дети здоровы, нереально, просто оставить ребенка дома не с кем. Так и прошла вся неделя на нервах, с жалобами и слезами. Благо карантин при скарлатине всего семь дней, и за эти дни никто не заболел.
В следующий понедельник счастью детей не было предела. Вернувшись после выходных, они обнаружили ковры и все игрушки на своих местах. Девчонки сразу взялись за карандаши, мелки, трафареты и раскраски, мальчишки по любимому ковру с дорогами устраивали гонки, а родители вздохнули с облегчением. Дети снова начали ходить на зарядку, музыкальные и творческие занятия, но самое главное – в этот понедельник Таня наконец смогла пойти на английский. Только радость малышки продлилась недолго.
В четверг, когда по расписанию у Тани второе занятие английского, я не особо спешила забирать детей – все равно придется ждать. Но, придя в группу, я снова обнаружила дочь за столом вместе с другими детьми в пустой группе. О ужас! Снова карантин! Заболела Полина – девочка, которая вообще практически никогда не болеет.
Вот тут мне уже стало по-настоящему страшно. Если ребенок с крепким иммунитетом подхватил инфекцию в группе, несмотря на все мероприятия, что же ждет часто болеющих детей, к которым относится и моя дочь?
Я твердо решила на пятницу отпроситься с работы, чтобы оградить ребенка от лишних контактов, а в выходные увезти ее в деревню к свекрови до окончания карантина. О своем намерении я сообщила маленькой любительнице детского общества, обрисовав перспективу, мол, в садике все равно все игрушки у вас забрали, а дома их вон сколько, и порисовать можно, и мультики посмотреть. Но дочь недолго думая ответила: «Мамочка, нам в группе оставили чайник и две кружки (те, что стояли в музее, и медики на них не посягнули). Пусти меня, пожалуйста, я хочу играть с девочками!»
В общем, я дала ребенку этот день, а в выходные увезла к бабушкам – лишняя инфекция нам ни к чему. Каково было мое удивление, когда в понедельник, отведя в группу сына, проходившая мимо по коридору медработник сообщила, что карантин с Таниной группы снят. Оказалось, что ни в первом, ни во втором случае скарлатина у детей не подтвердилась, так что теперь снова все в порядке. В порядке-то, может, и в порядке, но нервы воспитателей, детей и родителей уже не вернешь, с другой стороны – а если бы скарлатина подтвердилась? Может быть, мы все-таки отделались легким испугом? Тем более что реальные случаи скарлатины, как говорят медики, в этом году в Челябинске уже зарегистрированы, несмотря на то, что многие думают, что эта инфекция из сказки про доктора Айболита давно забыта.
Комментарий специалиста
«Скарлатина – это стрептококковая инфекция, и на сегодняшний день она относится к неуправляемым, то есть прививок от нее пока нет. Для скарлатины, так же как и для других инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем, характерны годы подъема и годы спада. Сейчас заболеваемость скарлатиной в Челябинской области действительно находится на подъеме, но этот подъем сезонный и не очень существенный, – поясняет заместитель руководителя челябинского Роспотребнадзора Светлана Лучинина. – Скарлатина – не такая контагиозная инфекция, она никогда не дает эпидемии, но для каждого индивидуального ребенка она небезопасна. Для скарлатины чаще всего характерны ангина и кожная форма (высыпания и шелушения). Опасность этой инфекции состоит в том, что она может давать осложнения, чаще всего миокардиты – осложнения на сердце. Именно поэтому, если случай заболевания зарегистрирован в организованном детском коллективе, необходимо провести все мероприятия, чтобы не допустить распространения инфекции. Стрептококковая инфекция устойчива во внешней среде, поэтому обработка требуется серьезная – мы проводим и текущую дезинфекцию, и дезинфекцию постельных принадлежностей с камерной обработкой, убираем все мягкие игрушки из группы. Кроме того, деток каждый день обязательно осматривает педиатр».
Оксана Петрова