Сегодня процедура экстракорпорального оплодотворения сделала счастливыми мамами многих женщин, которые не могли зачать ребенка естественным путем. Однако статистика умалчивает о тех, кого эта процедура обрекла на страдания и даже на смерть. Онкологи всего мира бьют тревогу: количество женщин со злокачественными опухолями после проведения процедуры ЭКО растет, но женщины, ослепленные желанием прижать к груди своего кроху, часто не слышат предупреждений врачей или надеются на авось.
На чаше весов
Прежде всего надо понимать, что экстракорпоральное оплодотворение – это процесс искусственного зачатия, а все искусственное редко бывает полезным для организма. В том числе и ЭКО, которое не всегда проходит бесследно для будущей мамы. Во-первых, из-за гормональной симуляции извне для достижения так называемой суперовуляции. Если в естественном состоянии у женщины каждый месяц созревает по одной яйцеклетке, то при суперовуляции одномоментно в двух яичниках созревает до 30 яйцеклеток. Таким образом, за один месяц организм расходует 30-месячный ресурс, соответственно, и нагрузка на него увеличивается в 30 раз. На этом повышенном гормональном фоне сбивается работа всей иммунной системы, чем и пользуются вредоносные микроорганизмы. Из-за этого обостряются всевозможные хронические заболевания и приобретаются новые.
Во-вторых, из-за повышенного гормонального фона у женщины повышается и уровень свертываемости крови. Поэтому даже те, кто не страдал от повышенной свертываемости крови и у кого не было к этому предрасположенности, все равно обязаны наблюдаться у гемостазиолога и принимать препараты, компенсирующие это состояние.
В-третьих, после гормональной стимуляции и наступления беременности у женщины очень сильно повышается фон эстрогенов, которые считаются одним из стимуляторов развития раковой опухоли органов репродуктивной системы и молочных желез.
Чаще всего опухоль возникает на увеличенных из-за лактации молочных железах, и это же затрудняет проведение адекватного обследования, потому что маммографию делать нельзя, УЗИ сделать проблематично, да и пальпация редко помогает диагностировать опухоль. Подкармливаемые эстрогенами опухолевые клетки очень быстро размножаются, и поэтому рак развивается стремительно. Онкологи предупреждают: такие опухоли сами по себе агрессивны, часто метастазируют, их трудно оперировать.
Как правило, таким женщинам врачи ставят диагноз: злокачественная опухоль на фоне беременности, и часто не указывают, в результате чего эта беременность наступила. Иначе статистика ЭКО не была бы такой радужной.
Дьявол – в деталях
Естественная беременность тоже может спровоцировать онкологическое заболевание, но в большинстве случаев речь идет о генетической предрасположенности и наличии мутации генов BRCA1 и BRCA2. Они были обнаружены в 1995 и 1996 году соответственно, и на сегодняшний день доказано, что они ответственны примерно за половину случаев возникновения наследственного рака груди. Однако анализы на генные мутации генов BRCA1 и BRCA2 делаются далеко не всем женщинам, идущим на ЭКО.
К сожалению, гинекологи, особенно в частных клиниках, не все рассказывают об опасности ЭКО и не до конца обследуют пациенток. А ведь именно тщательное обследование помогает выявить если не все, то хотя бы основные факторы риска. Например, генетическую предрасположенность к онкологическим заболеваниям. Зачастую врачи ограничиваются визуальным осмотром и не делают лабораторных обследований – и зря, потому что чаще всего на ЭКО идут женщины, у которых есть какие-то проблемы с репродуктивной системой. И эти проблемы после экстракорпорального оплодотворения могут умножиться.
«Стоит помнить, что ЭКО является процедурой с очень четким перечнем показаний и по желанию женщины не выполняется, – напоминает заместитель главного врача по акушерско-гинекологической службе ГКБ №8 Екатерина Воропаева. – К таким показаниям относится абсолютное мужское или женское бесплодие. У женщин, как правило, оно является следствием отсутствия какого-либо органа репродуктивной системы: матки, яичников, маточных труб. Также показанием к ЭКО является относительное бесплодие, мужское или женское. Оно является следствием гинекологических или урологических проблем, которые изолированно не вызывают дискомфорта, а в совокупности у конкретной пары приводят к невозможности зачать ребенка».
При этом какие-либо возрастные ограничения для экстракорпорального оплодотворения нигде документально не прописаны, но надо понимать, что после 35–40 лет у женщины, как снежный ком, нарастают проблемы со здоровьем. Они могут протекать бессимптомно и не вызывать жалоб, но при наступлении беременности сразу дают о себе знать. Поэтому перед процедурой ЭКО важно пройти полное, доскональное обследование, чтобы подлечить те органы, которые пока не беспокоят.
Еще один фактор, который беспокоит и онкологов, и акушеров-гинекологов – иммунный. Дело в том, что после зачатия плод воспринимается организмом как инородное тело, и задача иммунитета – подавить его развитие. Чтобы этого не произошло, организм временно ослабляет свою защиту.
«Часто на фоне беременности у женщины не только обостряются старые, но и появляются новые заболевания, – говорит терапевт Эльвира Терешенко. – В том числе и различные опухоли – злокачественные или доброкачественные. Важно понимать, что никакой врач не возьмется прогнозировать, как среагирует конкретная иммунная система на столь массированную гормональную стимуляцию».
Поэтому, чтобы принять решение о прохождении процедуры ЭКО, женщина должна четко взвесить все за и против, пройти полное обследование не только с гинекологической стороны, но и с генетической. Иногда женщина так ослеплена желанием стать матерью, что просто не слышит, что ей говорят врачи, и, возможно, имеет смысл о таких рисках побеседовать с ее мужем или родителями, чтобы они могли как-то повлиять на женщину. В любом случае отрицать значимость просветительской деятельности в таком вопросе нельзя.