Хирурги Челябинской областной детской клинической больницы (ЧОДКБ) провели очень редкую операцию 16-летней девочке из Троицкого района с врожденным пороком сосудов – артериовенозной фистулой. Патология была настолько серьезной, что сначала пациентку направили в Москву. Но вскоре стало понятно, что времени на ожидание квоты нет, поэтому оперировать решили немедленно.
«Первые проявления болезни мы начали замечать, когда Даше исполнилось 12 лет – при ходьбе, при физических нагрузках у дочери начали синеть фаланги пальцев, ушные раковины, губы, лицо, – вспоминает мама девочки Наталья Ворона. – Налицо были все признаки порока сердца». Наталья Николаевна решила показать дочь челябинским врачам, которые в марте 2014 года приезжали в Троицк, после чего Дашу госпитализировали в кардиологическое отделение областной больницы – но порока сердца не выявили.
Однако проблема была, и ее необходимо было решать. Причину недуга искали совместно с другими специалистами больницы и, наконец, нашли. По результатам ангиографии, компьютерной томографии и УЗИ врачи определили, что у девочки есть врожденная артериовенозная фистула в воротах селезенки. При этой патологии из-за сообщения сосудов артериальная и венозная кровь смешиваются. «У Даши был порок, связанный с большим сбросом крови из аорты в венозную систему. На КТ было видно, что селезеночная вена больше по диаметру, чем нижняя полая вена, скорость кровотока в ней была огромная – в четыре раза превышала нормальные показатели. Почечная вена тоже была большого диаметра, но самое страшное, что происходило обкрадывание венозных сосудов печени, орган практически не снабжался обогащенной кислородом кровью», – поясняет главный детский хирург области Николай Ростовцев.
Порок, который много лет никак не давал о себе знать, оказался очень сложным и труднооперируемым. В практике главного хирурга области, который за год проводит более 300 сложнейших хирургических вмешательств детям, это была лишь четвертая пациентка с подобным диагнозом. Дашу решили отправить на операцию в Москву, в отделение сосудистой хирургии Российской детской клинической больницы. Однако получить квоту на операцию в конце года оказалось непросто, а когда 16 февраля 2015 года Наталья Николаевна с Дашей приехали в Челябинск снова подавать документы на операцию, Николай Михайлович, увидев девочку, принял решение об экстренной операции. «Когда они приехали подписывать документы на квоту, Даша уже была в крайне тяжелом состоянии из-за порока, у нее появилась очень выраженная синюшность лица. Я принял решение оперировать, не дожидаясь квот – тянуть уже было некуда», – вспоминает доктор.
Для того чтобы восстановить нормальное кровоснабжение всех органов, потребовалась достаточно тяжелая операция с открытым доступом. Хирурги нашли патологический сосуд и как только наложили на него зажим, на мониторе сразу отобразилось повышение давления кислорода в крови. Однако для того, чтобы удалить все патологически измененные сосуды, врачам пришлось пожертвовать селезенкой – ее удалили, однако, как отмечает хирург, не бесповоротно. «Селезенка здорово регенерирует. Часть селезенки во время операции мы положили в сальник, она потом вырастет. Парадокс селезенки в том, что она вырастает и полностью замещается – этим всегда пользуются хирурги при травмах, при разрыве селезенки», – поясняет Николай Михайлович. Доктор уверен, пройдет немного времени, и Даша будет полностью здорова.
Уникальная по сложности операция состоялась во вторник, 17 февраля, а уже в четверг девочку перевели в палату. Чувствует она себя неплохо и отмечает, что цвет лица начал приходить в норму, да и ногти на руках уже стали приобретать розоватый оттенок, а не синий, как раньше. «Надеемся, все у нас теперь будет хорошо, большое спасибо за это врачам!» – говорит Наталья Николаевна. Даша же уверенно держит курс на выздоровление, а в будущем она уже решила стать медиком, и первая ступенька на этом пути пройдена – летом, после окончания девятого класса, она стала студенткой медицинского колледжа и теперь ждет не дождется, когда сможет приступить к занятиям.