Специалисты Челябинской детской областной клинической больницы (ЧОДКБ) провели уникальную операцию новорожденной малышке с врожденным пороком. Анечка Малашкина с момента рождения не могла самостоятельно дышать через нос, как это обычно делают люди, из-за врожденного отсутствия сообщения между полостью носа и полостью глотки.
Мама девочки Елена Малашкина приехала рожать в Областной перинатальный центр из Магнитогорска. Роды пришли чуть раньше положенного срока, а когда дочка родилась, врачи не смогли сделать так, чтобы она задышала сама. «Они не могли понять причину. Говорили, что дочь хочет дышать, но почему-то не может», – вспоминает Елена. Малышку проинтубировали и положили в реанимацию, а буквально на следующий день кроху доставили в отделение реанимации и интенсивной терапии детской областной больницы. Причину невозможности дыхания определили уже там.
«Реаниматологи попробовали зондиком пройти носовой ход, но у них не получилось. Вызвали нас, – рассказывает заведующая отделением отоларингологии ЧОДКБ Анна Лазарева. – На компьютерной томографии у девочки была выявлена частичная атрезия хоан. Это очень редкая врожденная патология верхних дыхательных путей, когда отверстие, соединяющее полость носа с горлом, закрыто. Носовая полость заканчивается, и воздух дальше просто не проходит».
В случае, когда атрезия хоан полная, деткам в реанимации накладывается трахеостома и дышат они через трубочку в горле. Анюте повезло, у нее сохранились небольшие просветы, и в реанимации доктора научили ее дышать ртом, поэтому малышку уже через несколько дней перевели в отделение выхаживания, где она смогла находиться рядом с мамой. Однако малышка все еще питалась через зонд, получать пищу через рот ей было очень тяжело, ведь в этот момент нужно было еще как-то дышать.
«Мне предложили несколько вариантов, один из них – трахеостома. Конечно, не очень хотелось идти этим путем. Тогда Анна Юрьевна предложила попробовать провести хоаностомию, минуя этап наложения трахеостомы. Так как дыхание частично имелось, мы понадеялись, что Аня справится, и решились на эту операцию», – вспоминает мама девочки.
Хоаностомию, позволившую восстановить необходимые для дыхания просветы, малышке сделали лазером, причем эндоскопически. «В носике малышки установили специальные трубочки – протекторы, которые помогут правильно сформироваться отверстиям. Ребенок начал дышать уже на операционном столе», – говорит доктор.
Операцию малышке провели всего через месяц после рождения, а на следующий день Анечка в палате на руках у мамы уже уплетала свой завтрак, как обычный здоровый ребенок, через рот. Сегодня мама и малышка уже дома, Аня чувствует себя прекрасно, хорошо кушает и набирает вес. Ей это сейчас необходимо, потому что меньше, чем через месяц ей предстоит вторая операция, и к ней нужно окрепнуть. «Второй этап потребуется, чтобы удалить протекторы и сформировать полноценный носовой ход, который будет расти вместе с ребенком, – поясняет Анна Юрьевна.
По словам специалиста, такая патология, как у Ани, встречается крайне редко. На Южном Урале детки с атрезией хоан появляются в среднем один раз в год, соответственно и специалистов, которые занимаются лечением таких малышей – единицы, да и опыта маловато. Однако в этом случае все прошло замечательно, и прогноз у Анечки тоже положительный. «Эта патология – просто недоразвитие органа. Возможно, мама в тот момент, когда формировался орган, переболела, из-за этого произошел сбой – стечение обстоятельств. Недоразвитие мы устранили, а значит, в будущем это никак не скажется ни на здоровье девочки, ни даже на здоровье ее будущих детей», – уверена доктор.