Необычную операцию провели хирурги детской областной больницы. У трехлетней Дашеньки с рождения отсутствовала грудина. Детское сердечко было защищено лишь тонкие слоем кожи – неудачное падение, удар, и ребенка могли не спасти. Мама привезла малышку на Южный Урал из Республики Коми к доктору Николаю Ростовцеву как к единственной и последней надежде.
Дашенька появилась на свет в июне 2011 года. Ничего не предвещало грозы. «Все УЗИ во время беременности были в норме, поэтому я спокойно ждала родов. Но когда дочь родилась, я увидела, что у нее просто дырка в груди, – вспоминает мама Даши Оксана Полянина. – Мысли смешались: как помочь, что делать? Сначала доктора говорили, что ни есть, ни пить, ни даже дышать дочь самостоятельно не сможет».
Однако через короткое время специалисты поняли – жизни малышки дефект напрямую не угрожает, поставили диагноз «несращение грудины» и отправили в республиканскую больницу. «Там нас полностью обследовали и выписали. Сказали, что оперировать рано – маленькая еще – и вообще что такие пороки у нас не оперируют. Это был первый подобный ребенок в практике наших специалистов», – говорит Оксана.
Оксана с Дашенькой вернулись домой и начали привыкать к максимально безопасной для крохи жизни. Любая травма могла оказаться фатальной, но непоседливая малышка оказалась очень аккуратной. Потихоньку и с ребятами на площадке начала играть практически на равных, бегая в догонялки и катаясь на велосипеде, правда, под бдительным родительским присмотром. Однако мысль об операции родных девочки не покидала. И вот однажды бабушка Даши наткнулась на телевизионную программу, в которой участвовал детский хирург Челябинской областной детской клинической больницы (ЧОДКБ) Николай Ростовцев, уже проводивший подобную операцию.
«Через Интернет мы нашли контакты Николая Михайловича, записались на консультацию и приехали с дочерью в Челябинск. Николай Михайлович сразу успокоил, внушил нам надежду. От него исходила такая уверенность, что мы уже не сомневались: все будет хорошо», – вспоминает мама малышки.
Конечно, врачам пришлось очень потрудиться, чтобы сделать все как надо. Дело в том, что отсутствие грудины – не единственная патология у Дашеньки. На лице у малышки имеется сосудистая мальформация (клубок патологических сосудов), такая же – на шее. «Мы сделали бронхоскопию и увидели, что из-за мальформации поражена трахея. Имеются изменения голосовой щели, поэтому если мы сузим трахею, дышать девочка не сможет. Сначала мы устранили этот порок, а потом сделали пластику перикарда, восстановив сердечную сумку», – говорит Николай Михайлович.
За операцию платить семье не пришлось. Ее оплатил республиканский ФОМС, а это более 200 тысяч рублей.
То, что на словах кажется простым, на деле потребовало нескольких часов огромного труда в операционной. «Нам пришлось рассечь ребра, восстановить целостность грудной клетки: сконструировать грудину и одеть сердце «в рубашку» с помощью пермакола – биологического импланта. В будущем, примерно в течение года, имплант будет заменяться коллагеном, и вырастут собственные хрящи, поэтому «новый» скелет будет расти вместе с ребенком, и дополнительных операций ей уже не понадобится», – поясняет доктор.
Все это специалистам удалось воплотить за одну операцию. Длилась она 2,5 часа, но несмотря на уверенность в успехе Оксана Полянина говорит: «Это были самые длинные 2,5 часа в моей жизни».
Зато сейчас малышка рядом с мамой, и её жизни уже ничего не угрожает. Уже через десять дней после операции Даша бодро шагает по больничным коридорам – нужно забрать выписки, получить последние наставления от врачей, сдать белье, помочь маме донести сумки. Все нужно успеть, ведь сегодня – поезд домой. Правда, Дашенька больше ждет не увлекательную поездку на поезде, а самокат, который ей пообещали купить родители после приезда в Усинск. А еще через несколько месяцев, осенью, Дашенька собирается отправиться в детский сад, где она сможет оказаться в веселой компании сверстников – ей пока этого очень не хватает.
Фото: Фото предоставлены пресс-службой ЧОДКБ