Челябинск буквально заполонили объявления об услугах частных медицинских центров, обещающих избавление от наркотической или алкогольной зависимости. Однако ждать чуда от них опасно. Главный врач Челябинской областной клинической наркологической больницы Борис Изаровский, выступая в среду, 24 мая, на пресс-конференции, предостерег горожан от обращений к таким докторам «со столбов». При этом нарколог признал, что без помощи негосударственных реабилитационных центров с бедой XXI века не справиться. О наркотизации населения Южного Урала и о том, как все-таки можно решить проблему – в материале Cheldoctor.ru.
Министр здравоохранения России Виктория Скворцова заявила, что в Челябинской области один из самых высоких по стране процентов больных наркоманией. Однако ни правоохранительные органы, ни врачей-наркологов этот факт не смутил, поскольку нахождение в красной зоне говорит в первую очередь о хорошей выявляемости зависимых лиц и, значит, увеличении шансов на их выздоровление.
«Сегодня по инициативе ФСКН принят ряд важных законов, которые мотивируют на лечение наркомании, – заявил начальник УФСКН региона Евгений Савченко. – В частности, с мая прошлого года суды получили право направлять лиц, задержанных за употребление наркотиков, на принудительное решение. Сегодня такие постановления судов принимаются в 95% случаев. Наркомания латентна. И надо отдать должное наркологам Южного Урала за принципиальную позицию, которую они занимают, не снимая с учета тех, кто показал первые признаки выздоровления. В связи с этим коэффициент латентности у нас ниже, чем в среднем по России: в 2014 году он составил 1,5. В среднем по стране он составляет 5-7».
В 2014 г., на диспансерном учете наркологов области состоял 8921 наркопотребитель, что на 12,2% больше в сравнении с 2011 г. При этом на территории области в прошлом году летальные исходы от отравления наркотиками снизились на 10%, а отравления без летальных исходов сократились на 6,7%.
С Евгением Савченко полностью согласен и Борис Изаровский, пояснив, что статистика на основе стоящих на учете лиц никак не отражает картину наркотизации. «Наркоучет – это показатель работы правоохранительных органов, – сказал нарколог. – На сегодняшний день у нас на учете состоит около 14 тысяч человек. Только 10-15% из них обратились за помощью самостоятельно. Остальных либо прислали по решению судов, либо привели из полиции, либо привезли на скорой помощи. В частности, 669 человек поступили с отправлениями новыми видами наркотиков, такими как спайсы и соли».
Реабилитация на негосударственном уровне
Сама по себе наркотизация населения области остается стабильной уже несколько лет. По данным ФСКН, на территории Южного Урала в 2014 году жило 183 тысячи человек, имеющих опыт потребления наркотиков, из которых 48 тысяч в дальнейшем твердо отказались от потребления опасных веществ, еще 28 тысяч – регулярные потребители, остальные 107 тысяч эпизодически употребляют наркотики.
«Распространению наркомании способствует недостаточное развитие в области региональной системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ, – поясняет Евгений Савченко. – Использование фактических мощностей наркологов в сочетании с деятельностью «прозрачных» центров реабилитации в прошлом году позволило охватить лишь 5% от общего числа наркопотребителей. В абсолютном большинстве помощь была исключительно медикаментозной. При этом устойчивую ремиссию (трезвость) удалось сформировать примерно у 159 человек. Это составляет всего лишь 0,6% от фактического числа системных потребителей наркотиков и не оказывает влияние на уменьшение численности зависимых лиц». По мнению главного наркополицейского, именно армия зависимых от наркотиков лиц, является значимым фактором воспроизводства наркомании в регионе.
Борис Изаровский на это ответил, что область сегодня остро нуждается в развитии сети негосударственных реабилитационных центров для наркозависимих. Однако при этом деятельность их должна быть максимально прозрачна.
«Мощности ЧОКНБ позволяют справляться с тем потоком наркозависимых, который поступает к нам, но мы оказываем в основном медикаментозную помощь, избавляем от острой физической зависимости, а это всего лишь первый пласт в лечении наркомании, – пояснил нарколог. – Уже через 3-6 месяцев интенсивного лечения человек нуждается в социальной реабилитации. Вот здесь и должны начинать работу негосударственные реабилитационные центры, которые помогли бы больному адаптироваться к обществу, без страха вернуться в свой дом, свою семью».
Сегодня наркодиспансер сотрудничает таким образом всего с тремя частными клиниками: их работа прозрачна, в методах нет насилия или зомбирования.
В связи с необходимостью развития центров реабилитации на Южном Урале создается реестр добросовестных организаций. Разрабатываются критерии включения в него. В будущем такие центры смогут рассчитывать на поддержку государства.
У таких центров должна быть лицензия на ведение медицинской деятельности, на работу с сильнодействующими лекарственными веществами, специалисты центров должны иметь сертификаты врачей-психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов, регулярно проходить переподготовку. Методы реабилитации должны быть понятны и прозрачны, без применения насилия.
При этом наркологи предостерегают горожан от обращения в частные клиники или к целителям по объявлениям на столбах, в общественном транспорте, лифтах.
«Многие частные центры, объявления о работе которых можно встретить на каждом столбе, больше похожи на секты, методы, которые они используют, вызывают очень много вопросов, – добавляет Борис Изаровский. – Другое дело, что каждый потребитель должен понимать, услуги какого качества он получит «со столба». Если на дом вызывается частный специалист, то он при встрече с клиентом должен подтвердить свою легитимность, хотя бы показать документ о наличии дневного стационара и свое право на оказание медицинской помощи».
Большую проблему и наркологи ЧОКНБ, и представители добросовестных клиник видят в отсутствии контроля за работой сомнительных организаций, в особенности тех, кто выезжает для лечения на дом. Дело в том, что сами по себе контролирующие органы могут выходить с плановой проверкой клиники раз в пять лет, а с внеплановой – по жалобе граждан. Но родные больных наркоманией, как правило, боятся куда-либо жаловаться, даже если человек после лечения у «целителя» серьезно пострадал.
«Сейчас важно сформировать правовые принципы работы реабилитационных центров, тогда ситуация начнет меняться», – заключил Евгений Савченко.
Фото: Фото Alliance с сайта Shutterstock.com