Удовлетворенность россиян оказанием медицинской помощи в стране за последние годы выросла и достаточно серьезно. Об этом министр здравоохранения Вероника Скворцова рассказала президенту Владимиру Путину в рамках подготовки к форуму Общероссийского народного фронта (ОНФ) по здравоохранению. Однако результаты опроса по Челябинску показали другие результаты.
«Предстоящее совещание явилось серьезным поводом еще раз проанализировать всю ситуацию, – начала свой отчет Вероника Скворцова. – Так совпало, что в июле текущего года закончились несколько очень крупных социологических исследований, которые дополнительно позволили нам проанализировать разные блоки и системы оказания медицинской помощи и здравоохранения в целом». Ситуация, по оценке министра, оказалась позитивной.
В частности, исторический максимум удовлетворенности населения медпомощью в 2015 году зафиксирован Службой специальной связи и информации ФСО России, ежегодно опрашивающей до 90 тысяч респондентов из всех регионов страны. «Показатель составил 40,4% – это на 10,5% выше, чем было в 2006 году, и на 5% выше, чем в 2012 году», – привела данные министр. Подтвердил этот результат и фонд «Общественное мнение». «В июле 2015 года выявлен показатель – 45% удовлетворённости, в 2012 году был 31%, в 2006 году – 26%», – добавила она.
По данным Службы специальной связи и информации ФСО России, в 2015 году удовлетворенность:
• работой участкового врача повысилась до 46,6% (в 2012 – 41,9%);
• скорой помощью – до 44,6% (в 2012 – 40,9%);
• врачами – специалистами в амбулаторном звене – до 37,6% (в 2012 – 32%);
• стационарной помощью – до 32,9% (в 2012 – 26,7%).
При этом удалось изменить отношение россиян к отечественному здравоохранению. По сравнению с 2011 годом количество лиц, которые негативно оценивали текущую ситуацию в отрасли, сократилось почти в два раза (с 58 до 32%), возросло доверие к государственным медицинским организациям (с 52 до 65%), и удовлетворенность качеством оказанной медпомощи. Последний показатель варьируется от 78 до 95%. Что касается доступности медицинской помощи, то по результатам опроса компании S-media 88,4% респондентов отмечают, что первичная амбулаторно-клиническая помощь оказывается либо в шаговой доступности, либо в 30-минутной транспортной доступности, и в 80% случаев получают ее в регламентированные сроки. «Уже в текущем, 2015-ом, году 81% россиян сразу обратились в государственные учреждения, и, естественно, все предпочитают бесплатную медицинскую помощь в рамках ОМС», – акцентировала Вероника Игоревна.
Позитивные изменения в работе больниц и поликлиник за последний год увидели также 42% опрошенных «Левада-центром» в конце 2014 года. Позитивная оценка сопровождается высокой удовлетворенностью результатами оказанной помощи: амбулаторной – 78%, стационарной помощи – 82%, диагностическими обследованиями – 91%, стоматологической помощи – 93%.
Что же касается платности медицинской помощи, то эксперты спрашивали респондентов о том, приходилось ли им платить за помощь во время последнего обращения к врачу, и 88% опрошенных ответили нет. В целом же 46% опрошенных говорили о том, что им приходилось платить за медицинскую помощь.
Еще один положительный довод министра – в стране с 2012 года на 20% увеличилось число людей, которые ответственно относятся к собственному здоровью, а число тех, кто хорошо оценивает свое здоровье выросло на 12%.
Тревогу министра вызвал лишь тот факт, что данные по регионам разнятся, а значит, с некоторыми территориями еще нужно работать. Наиболее проблемными направлениями она назвала доступность первичной медицинской помощи в удаленных территориях и доступность лекарственных препаратов.
Между тем, как ранее сообщал ChelDoctor.ru, ОНФ в преддверии форума провел свои опросы, и эксперты сделали свои выводы, в частности, касающиеся ситуации в здравоохранении. Конкретно в Челябинске был выявлен серьезный недостаток кадров, более 70% опрошенных тогда челябинцев указали, что на местах не хватает как врачей общей практики и терапевтов, так и узких специалистов. Во многом с этим связана и неудовлетворенность населения оказанием медпомощи: 68% респондентов отметили, что качество оказания медпомощи в последние годы не изменилось, а 26% заявили, что оно ухудшилось. Также участники опроса сетовали на отсутствие информации о бесплатной помощи, в результате чего были вынуждены прибегать к платным услугам. Почти 60% отметили, что тратили личные средства при нахождении на стационарном лечении – покупали лекарства, медицинские изделия.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com