Более 80% россиян, страдающих от алкогольной и наркотической зависимости и желающих от нее излечиться, сталкиваются с шарлатанством. Такие цифры озвучил председатель координационного совета по защите граждан России от наркотиков, алкогольной и табачной зависимости Общественной палаты Султан Хамзаев. Челябинская область повторяет общероссийскую тенденцию: преодолеть тягу к спиртному после кодирования получается лишь у каждого четвертого пациента.
Именно поэтому главный нарколог департамента здравоохранения Москвы Евгений Брюн решил положить конец шарлатанской наркологии и подписал указ, запрещающий в лечении людей с различными зависимостями использовать методы, основанные на внушении. Под запрет попали методики с использованием кодирования, метод 25-го кадра, метод Довженко и другие, которые часто применяются для лечения пациентов с алкоголизмом, наркоманией, табачной и игровой зависимостью.
Такая проблема назревала давно, и врачи медицинских центров, занимающихся лечением людей с разного рода зависимостями, не раз поднимали этот вопрос как внутри профессионального сообщества, так и в работе с общественностью. Причиной этому послужили и многочисленные факты обмана при лечении алкогольной зависимости недобросовестными врачами, и острая необходимость менять стандарты оказания медицинской помощи людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией.
«По сути, кодирование – это не лечение заболевания как таковое. Это, если так можно выразиться, временная мера, которая применяется, чтобы человек нашел время и возможности на проведение комплексной терапии алкогольной зависимости, – поясняет психиатр-нарколог, психотерапевт Дмитрий Волченко. – Самостоятельное использование различных методик, основанных на внушении, не излечивает болезнь, о чем мы говорим пациентам на консультациях с 2004 года. Кодирование лишь усиливает хроницизацию болезни».
Наркологи напоминают, что методики SIT и «Торпедо», имплантация препарата ESPERAL, метод 25-го кадра, кодирование по методу Довженко и его разновидности, а также виды предметно-опосредованного внушения запрета на употребление алкоголя или других психоактивных веществ не входят в стандарты оказания первичной медико-санитарной и наркологической помощи. В приказе Евгения Брюна подчеркнуто, что к одобренным Минздравом методам лечения относятся медикаментозно-детоксикационная терапия, фармакологическая коррекция психомоторных возбуждений и судорожных состояний и прочее.
Пока что запрет на использование кодирования распространяется на государственные бюджетные учреждения Департамента здравоохранения Москвы, но созданный прецедент вызвал волну одобрения. Наркологи уверены: сегодня как никогда важно обратиться к доказательной медицине, чтобы исключить возможности спекуляции на лечении зависимостей.
«Кодирование и все, что в приказе перечислено, является придуманными названиями, чтобы обмануть пациента, его родственников и заработать грязных денег, – уверен директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков. – В профессиональной среде методы лечения от зависимости, основанные на внушении, считают шарлатанскими».
Челябинские наркологи не так категоричны, как московские, хотя поддерживают своих коллег в их начинании.
«Все методики, которые перечислены в указе, подписанном Евгением Брюном, запатентованы и не запрещены законодательством, – комментирует ситуацию главный врач ЧОКНБ Борис Изаровский. – Однако многие из них не имеют хорошей доказательной базы, поэтому государственным медицинским учреждениям, работающим по стандартам оказания первичной медико-санитарной и наркологической помощи, от таких методик лучше отказаться. И в этом направлении мы и будем вести свою работу».
По мнению врачей, упор на методы доказательной медицины станет стимулом к развитию психиатрической и психотерапевтической помощи, ее усовершенствованию. Это позволит разнообразить варианты комплексной терапии, добиться более устойчивой ремиссии. Именно комплексная терапия лежит в основе работы с пациентами, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью.
«Важно объяснить пациенту, что любое хроническое заболевание, не только алкоголизм, невозможно вылечить в одночасье, – продолжает Борис Васильевич. – Борьба с болезнью занимает много времени и требует определенной затраты сил как врача, так и самого пациента».
Однако популярность кодирования среди алкоголиков наркологи объясняют ленью самих зависимых. Главной причиной, делающей кодирование столь привлекательным, является его быстрота. Человек, страдающий алкоголизмом, но более всего – его родные, стремятся получить желаемый результат в короткие сроки и без особых усилий, в то время как лечение зависимости занимает несколько месяцев и требует от пациента постоянной работы над собой. На этом нежелании алкоголиков прикладывать усилия для достижения цели и играют недобросовестные доктора, предлагая избавиться от алкоголизма быстро и легко.
Во-вторых, кодирование воспринимается людьми, страдающими алкоголизмом, как временная мера, которая позволяет на какое-то время выйти из порочного круга. Психотерапевты отмечают, что большинство людей, согласившихся на кодирование, живут надеждой возвращения к пагубной привычке после истечения срока кодирования. Таким образом, лечения заболевания не происходит, потому что у человека остается психологическая зависимость от алкоголя.
И только планомерная работа с пациентом, с окружающими его людьми, а также комплексный подход в лечении недуга позволяют добиться стойкой многолетней ремиссии и излечения от зависимости. Усилением именно этой стороны и будут заниматься государственные наркологические клиники Челябинской области.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com