Тема организации медицинской помощи пожилым людям, в частности, инициатива о введении обязательного сестринского приема для пожилых людей, которая сейчас рассматривается в правительстве, вызвала бурное обсуждение как среди специалистов, так и среди пациентов. Скептики уверены, нововведение может привести к тому, что пенсионерам таким образом просто ограничат доступ к врачам, впрочем, у людей, специализирующихся на работе с пациентами преклонного возраста, иной взгляд на проблему.
Одно из предложений, которое сейчас рассматривается при подготовке плана реализации «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в РФ до 2025 года», это изменение системы первичного приема для данной категории пациентов в поликлиниках. Его суть заключается в том, что первичный прием возрастных пациентов будет проводить медсестра или фельдшер. Она выслушает жалобы и направит к тому специалисту, к которому необходимо, если нужно просто продлить рецепт – сделает это самостоятельно, если пациенту необходима консультация терапевта – измерит перед приемом давление, снимет ЭКГ. Таким образом, планируется частично разгрузить врачей.
Это предложение не так уж и ново. «При поликлиниках и сегодня существуют кабинеты доврачебного приема, где принимает фельдшер. Организованы они не только для пожилых людей, а для всех пациентов, – напоминает заместитель начальника Челябинского областного госпиталя для ветеранов войн по поликлинике Елена Куракалова. – В таком кабинете измеряют давление, проводят онкоосмотр, после чего направляют к тем специалистам, к которым считают нужным. Но не стоит забывать, что у пациента всегда есть право обратиться напрямую к тому специалисту, к которому он считает нужным, и ограничений по возрасту здесь нет. Это право прописано в федеральном законе».
Впрочем, говоря о расширении полномочий медицинской сестры, в стратегии подразумевается не только организация первичного приема в поликлинике, но и в целом увеличение доступности для пожилых граждан сестринских услуг, в том числе патронажных. Сегодня такая система уже действует для отдельной группы пациентов.
«В январе 2016 года вышел федеральный приказ “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия»”. Там есть положения, касающиеся пациентов со старческой астенией. Патронаж медицинской сестры к таким пациентам должен осуществляться не реже, чем раз в три месяца, а врачом – не реже, чем раз в шесть месяцев, – вводит в курс дела главный гериатр минздрава Челябинской области, начальник госпиталя ветеранов войн Татьяна Василенко. – Это положение применимо к пациенту, который полностью компенсирован по всем заболеваниям: у него нормальное артериальное давление, в норме показатели сахара, нет выраженной сердечной недостаточности, хронической болезни почек, ухудшения состояния, но при этом есть старческое, после 75 лет, резкое снижение памяти, навыков самообслуживания, быстрая утомляемость, плохая ориентация, например, на улице. К такому пациенту с профилактической целью не реже одного раза в три месяца должна выезжать медсестра. Она измерит давление, снимет ЭКГ, оценит состояние, если необходимо, вызовет доктора».
Специалисты уверены, пожилому пациенту необходимо уделять больше внимания, чем обычному взрослому пациенту. Он это заслужил не только в силу возраста, но и в виду большего риска проблем со здоровьем. Однако сейчас система оказания помощи пожилым пациентам (без старческой астении) не отличается от оказания помощи трудоспособному населению, по крайней мере, в обычных поликлиниках.
Конечно, в госпитале ветеранов пожилым пациентам все же стараются оказывать больше внимания. «Своим ветеранам мы проводим ежегодный диспансерный осмотр всеми специалистами, их смотрит терапевт, хирург, невролог, психиатр, окулист, онколог, эндокринолог, берем общий анализ крови, биохимический, делаем ЭКГ, флюорограмму, УЗИ, у мужчин берем кровь на ПСА, женщинам по показаниям выполняем УЗИ молочных желез или маммографию, – перечисляет Татьяна Михайловна. – Стараемся ежегодно планово их госпитализировать, обследовать, пролечить, провести реабилитацию. Это позволяет увеличить продолжительность жизни наших пациентов».
Лучшим подтверждением словам начальника госпиталя являются постоянные пациенты, которым уже за 90 и которые до сих пор ведут активную жизнь, и больше десятка подопечных, перешагнувших вековой рубеж.
«Сегодня помощь пациентам оказывается независимо от возраста, только по медицинским показаниям, – акцентирует заместитель начальника госпиталя по лечебной работе Ольга Сидоренко. – В нашем госпитале предусмотрено несколько форм оказания стационарной помощи – это может быть как стационар на дому, дневной стационар или круглосуточный. Если пациент поступает экстренно, мы можем направить его и в другие медицинские учреждения. В области очень четко разработана маршрутизация. Например, если есть подозрение на острый коронарный синдром, мы переводим пациента в региональный сосудистый центр, перелом шейки бедра – в травматологический центр. Возраст при этом не имеет никакого значения. Многим пациентам, которым далеко за 80, делали коранорангиографию, стентировали, ставили стимуляторы, протезировали суставы».
Врачи уверены, без работы со стариками добиться увеличения продолжительности жизни, заложенной в областной стратегии 2020 и федеральных требованиях, невозможно. А потому сегодня вряд ли могут быть приняты какие-либо документы, позволяющие хоть как-то ограничить объем оказания медицинской помощи этой категории пациентов.
Фото: Фото Ирины Созыковой