Родители самых разных детей словно участвуют в негласных соревнованиях: чей ребёнок раньше поползёт, чей – раньше заговорит. И конечно, чей быстрее прочтёт своё первое слово. Как правило, к десяти годам читают примерно одинаково и те, кто выучил алфавит в три года, и те, кто познакомился с ним уже в школе. Но если вам хочется сейчас, пока малыш с такой радостью и благодарностью впитывает новую информацию, подготовить почву для последующего лёгкого обучения, эта статья для вас.
От А до Я?
Часто приходится слышать: «Моему два года, а уже весь алфавит знает!» Хочется порадоваться за юное дарование и его родителей, а ещё предупредить: как правило, малыш, вызубривший названия букв, потом долго не понимает, что с ними делать. Ну, непонятно ему, почему «эм» плюс «а» – «ма». Или, того хуже, почему из чередования медвежонка с аистом получается «мама». Вы, конечно, можете привести в пример знакомого вундеркинда, который в два года буквы выучил, а в два и месяц зачитал. Возможно. Все дети разные. Но логопеды настоятельно рекомендуют вводить весь алфавит не раньше четырёх лет, когда ребёнок уже научится отчётливо произносить большинство звуков: пока речь недостаточно развита, зачастую сложно понять, кроха читает с ошибкой или просто не может правильно произнести звук или слог.
Если вы взялись обучать сына или дочь самостоятельно, помните, что в русском языке есть буквы «понятные» и не очень. Собрать из «п» и «а» «па» намного проще, чем из той же «п» и «ё» – «пё». Поэтому алфавит следует вводить по принципу «от простого – к сложному». Именно на этой методике построен знаменитый букварь Н. Жуковой.
«Стартовый» набор букв у вашего сына или вашей дочери может быть таким: а, о, у, ы, р, м, т, с, н, л, к. Важно: никаких «эр» или, того хуже, «рэ» – «читаете» буквы одним звуком «р»! Поощряйте желание сына и дочери находить знакомые буквы. Например, можно «собирать» буквы в книге, которую вы читаете, и обменивать их на любимое лакомство героя: «м» – на малинки для мишки, «о» – на орешки для белки и так далее. Кстати, чтобы научить малыша определять, на какую букву начинаются слова, акцентируйте начальный звук: «с-с-сыр», «а-а-аист» и так далее.
На следующем этапе можно ввести игры с карточками. Подберите трёхбуквенные слова, содержащие гласные, не смягчающие предшествующий звук: сыр, бык, жук, мак и так далее. Теперь возьмите рисунок, например, с изображением кота, снизу подпишите крупными буквами «КОТ», затем разрежьте его на три части таким образом, чтобы каждая маленькая карточка содержала фрагмент изображения и одну букву. Собрав картинку, ребёнок автоматически соберёт и слово-подпись. Количество комплектов, которые одновременно участвуют в игре, стоит постепенно увеличивать. Следите, чтобы слова либо полностью состояли из знакомых малышу букв, либо имели в составе только одну «непройденную» букву.
Теперь игру можно усложнить. Напечатайте или напишите на отдельных полосках бумаги слова с карточек-пазлов и попросите малыша после составления картинки найти подходящее слово. Если на первом этапе ребёнок зачастую собирает головоломку, не обращая внимания на написание слова, то теперь он фокусируется именно на графическом образе слова.
Освоив этот этап, можно перейти к аналогичным играм с трёхбуквенными словами, имеющими в составе гласные «и», «е», «ё», «ю», «я», затем – с двухсложными и трёхсложными словами.
Знакомство с буквами желательно сопрягать с развитием мелкой моторики. Дети легче запоминают те вещи, с которыми у них связаны тактильные ассоциации. Да и не случайно человечество научилось сначала писать, а потом читать: тоже развивало эту самую моторику, видимо. С буквами можно делать всё: рисовать их пальцем в воздухе или на тонком слое манки, просто обводить пальцем на бумаге, выкладывать из пластилиновых шариков и полосок или ниток. Составьте для себя список любимых слов вашего малыша, не забудьте, что открываться он должен его именем – и начинайте творить. Дети обычно с удовольствием «украшают» своё имя: возьмите красивый лист картона, выложите буквы из пластилина, украсьте их блёстками, пуговицами – чем угодно. Этот шедевр обязательно нужно разместить на видном месте, чтобы помочь малышу запомнить графический образ имени.
Фанатичные мамы любят подписывать предметы в доме: на кружку помещают наклейку «кружка», на мяч – «мяч» и так далее. Это неплохо, но ждать от такого подхода выдающихся результатов не стоит. Да, вполне возможно, что ребёнок потом узнает эти слова в книжке, но настоящим чтением такое «угадывание» назвать нельзя. Впрочем, одна из самых популярных методик раннего обучения чтению основана именно на этом подходе.
Чтение с рождения
В своей книге «Как научить ребёнка читать. Ласковая революция» американский врач-физиотерапевт Глен Доман предлагает давать первые уроки чтения уже новорождённым. Процесс обучения он видит так: молодая мама склоняется над крохой и по одной показывает карточки, на которых крупными буквами написаны различные слова, и зачитывает их вслух. Один «сеанс» показа занимает всего несколько секунд. В занятиях по этой методике чрезвычайно важна периодичность: Доман расписывает, сколько карточек должно быть в одном комплекте, как часто их обновлять, сколько раз в день демонстрировать. Считается, что при таком подходе ребёнок запоминает начертание слов и связывает этот графический образ с конкретным звуковым образом. Далее методика подразумевает переход к чтению различных форм слова, словосочетаний, предложений и, наконец, целых текстов.
Этот подход сегодня привлекает многих родителей. Плюсы очевидны: обучение начинается в том возрасте, когда маленький человек ещё не может ему сопротивляться, работа с карточками помогает натренировать память малыша. Противники же этой системы уверены: здесь запоминание выдаётся за чтение. Действительно, бывает, что дети не узнают уже «выученные» слова, написанные другим почерком или напечатанные другим шрифтом.
Играем в кубики
Возможно, вы представили классические деревянные кубики нашего детства, но речь пойдёт не о них, а о так называемых кубиках Н.Зайцева, на гранях которых напечатаны склады. Складом основатель методики называет созвучие согласного звука с гласным, отдельный гласный звук в качестве слога, отдельный согласный в закрытом слоге, а также согласный с мягким или твердым знаком. В процессе игры мальчишки и девчонки заучивают звучание складов, что немного напоминает методику Домана, и легко составляют из них слова. При таком подходе слог воспринимается целостно, и ребёнку потом достаточно сложно расчленить его, что приводит к сложностям с фонетическим и морфемным разбором слова в школе.
Педагоги раннего развития сегодня активно используют комбинированные методики: обучают составлять из отдельных букв слоги по Жуковой, затем заучивают слоги по кубикам Зайцева, делают карточки со словами, написание которых требует запоминания, по Доману. В любом подходе есть преимущества и недостатки, но самая большая ошибка, которую родители могут допустить, – подойти к процессу обучения чтению механически и тем самым отбить интерес к чтению. Помните, что уроки чтения начинаются с любимой книжки и ласкового голоса, который её читает. Тогда в один прекрасный момент ваше дитя подойдёт к вам с вопросом: «Мама, а это какая буковка?»
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com